vipusk

Свежий номер
Содержание
Реклама
Новости
От первого лица
Генеральный директор ГУП «Леноблводоканал» Саяд Алиев:
«Приоритетной для нас задачей является обеспечение населения Ленинградской области качественной питьевой водой»
В марте 2016 года было создано государственное унитарное предприятие (ГУП) «Водоканал Ленинградской области». К 2020 году оно должно объединить 170 предприятий водопроводно-канализационного...
Компании
Проекты

Елена Довлатова,
исполнительный директор Российской ассоциации
водоснабжения и водоотведения

dovlatova180Уходящий Год экологии привлек большое внимание государства, общества и бизнеса к проблемам охраны окружающей среды. Вопросы обеспечения безопасности и защиты водных ресурсов стали одними из приоритетных направлений законодательных изменений, которые отразились на отрасли водоснабжения и водоотведения.
Прежде всего, необходимо отметить вступление в силу с 1 января 2017 года изменения, внесенные в постановление Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». Прописанные нововведения способствуют снижению негативного воздействия на централизованную систему водоотведения; дают возможность контролировать абонентов по фактическим загрязнениям, привлекать к административной ответственности абонентов с самовольным подключением.
Постановлением Главного санитарного врача РФ от 13.07.2017 г. №97 внесены изменения в ГН 2.1.5.1315-03 «Предельно допустимые концентрации химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования», устанавливающие значения ПДК диоксида хлора для питьевой воды. Это позволит использовать реагенты, снижающие как химизацию, так и потенциал образования хлорорганических соединений при водоподготовке.
Отметим, что реформы, которые планируются в экологическом законодательстве в период с 2017-2019 гг., в целом связаны с трендом перехода на технологическое нормирование. В этой связи необходимо разработать целый ряд нормативно-правовых актов, дающих основание для использования нормирования сбросов, основанного на принципах наилучших доступных технологий (НДТ).
Также следует с учетом новых требований пересмотреть требования к программам контроля сточных вод (постановление Правительства РФ №525).
Другим направлением новации для водной отрасли является формирование риск-ориентированных подходов к надзорной деятельности. Внесенные федеральным законом от 13.07.2015 N 246-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» изменения в части риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного контроля (надзора) будут применяться с 01.01.2018 г. Сам по себе тренд представляется весьма рациональным, однако пока нет возможности оценить механизм такого подхода. В любом случае Роспотребнадзор уже сформировал Методические рекомендации МР 5.1.0116-17 «Риск - ориентированная модель контрольно-надзорной деятельности в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия». Аналогичный документ на основании письма Министерства экономического развития РФ от 18 августа 2017 г. N 23308-СШ/Д09и «О применении риск - ориентированного подхода при осуществлении 7 приоритетных видов регионального контроля (надзора)» и соответствующего распоряжения Правительства РФ от 31 января 2017 г. N 147-р. В развитие указанных положений также принято постановление Правительства РФ от 27.07.2017 № 886 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», которое устанавливает новый порядок осуществления отдельных видов государственного экологического надзора - с применением риск-ориентированного подхода. Данное требование распространяется на государственный надзор с 08.08.2017 и прямо относится к процессам водоснабжения и водоотведения.
Обилие новаций, которые ожидают отрасль водоснабжения и водоотведения, начиная со следующего года, заставляет самым внимательным образом отнестись к механизмам реализации этих изменений. На примере перехода на технологическое нормирование представляется, что работа по подготовке нормативно-правовых подзаконных актов, которая должна быть осуществлена в 2018 году, выглядит почти авральной. А механизмы придется донастраивать практически на ходу. Видимо, похожая ситуация формируется с внедрением риск-ориентированных подходов в надзоре: не совсем понятен сам механизм, и еще менее понятны условия игры и квалификация специалистов надзорных органов именно в этом направлении.
Все вышеперечисленное является болевыми точками для отрасли водоснабжения и водоотведения. Тем не менее, взаимный конструктивный диалог государства и отрасли продолжается, поэтому есть надежда, что в следующем году совместными усилиями мы сделаем очередной шаг к созданию максимально комфортного для всех водопользователей экологического законодательства.