Отвечая всем требованиям

atkarsk

 На станции Аткарск Приволжской железной дороги введены в эксплуатацию очистные сооружения на территории специализированной путевой машинной станции по ремонту и эксплуатации путевых машин № 335. Внедренная на сооружениях схема очистки отличается простотой обслуживания и высокой эффективностью. Качество очистки промышленных стоков отвечает всем требованиям, предъявляемым к их сбросу в централизованные системы канализации. Очищенный сток может также использоваться в системе оборотного водоснабжения для технических нужд.

Об этом рассказывает Иван Королев, главный инженер СПМС № 335.

Специализированная путевая машинная станция по ремонту и эксплуатации путевых машин № 335 (СПСМ-335) находится на станции Аткарск (Саратовская область) Приволжской железной дороги. Она занимается ремонтом 12 видов специального самоходного подвижного состава, а также снегоуборочной техники. В 2007 году здесь были построены новые ремонтные цеха, что значительно увеличило объем выполняемых работ.

Вода в СПМС-335 поступает из городской водопроводной сети и используется в большинстве технологических процессах, в том числе для мойки и очистки деталей и агрегатов путевых машин от смазки, мазута и других загрязнений. Образующиеся стоки общим объемом 18,5 тыс. м3 характеризуются высоким содержанием таких загрязняющих веществ как железо, нефтепродукты, взвешенные вещества. Они поступали в неочищенном виде в систему канализации г. Аткарска, что могло привести к нарушению эксплуатации новых городских очистных сооружений и существенно ухудшить качество очистки городского стока, поступающего в р. Медведица. С учетом этого возникла необходимость строительства локальных очистных сооружений.

Строительство локальных очистных сооружений, финансирование которого осуществлялось в рамках инвестиционной программы, было завершено в 2015 году. В 2016 году проведены пуско-наладочные работы, после чего очистные сооружения были запущены в эксплуатацию.

Очистка промышленных стоков на локальных очистных сооружениях осуществляется поэтапно.

Сточные воды накапливаются и подаются через канализационную насосную станцию на пескоуловитель с тонкослойными фильтрующими блоками, в котором осаждается основная масса взвешенных веществ.

pgd2

Далее стоки поступают в нефтеловушку, предназначенную для задержки нерастворенных нефтепродуктов и взвешенных веществ. Нефтеловушка дополнительно оснащена скиммерами, принцип работы которых основан на адгезии нефтепродуктов к его олеофильному коллектору с дальнейшим отводом собранной нефти в накопительную емкость. Нефтеотходы в дальнейшем могут использоваться в качестве вторичного сырья.

Осадок из нефтеловушки откачивается и сливается в секцию уплотнения осадка шламосборника. После уплотнения осадок подается на установку обезвоживания, где теряет до 40% от своей массы, а затем вывозится на специализированный полигон вместе с отходами 4-го класса опасности.

После предварительной очистки стоки поступают во флотаторную, где предусмотрены флотационно-фильтрационные установки ФФУ-20, фильтры сорбционные двухступенчатые ФСД-20, блок приготовления растворов коагулянта и флокулянта, бактерицидная установка БАКТ-5, мешковой обезвоживатель осадка УКОС-ПРОМ.

pgd1

В основу работы установки ФФУ-20 положен принцип напорной флотации. Загрязненная вода в смеси с воздухом подается в сатуратор, где происходит растворение воздуха в сточной воде. Далее вода поступает в нижнюю часть камеры флотации, в процессе чего из воды начинается выделение воздуха в виде мельчайших пузырьков, которые захватывают и выносят на поверхность частицы загрязнений в виде пены, которая скребковым механизмом удаляется в шламовые карманы и в дальнейшем в шламонакопитель. Для увеличения эффективности процесса флотации при помощи насосов дозаторов также подаются растворы коагулянта «Аква-аурат» и флокулянта «Праестол».

После флотаторов вода подается на фильтр с двумя ступенями. На первой ступени в качестве сорбционной загрузки используется пенополиуретановая крошка, на второй - активированный уголь.

Перед сбросом в канализационную сеть очищенный сток обеззараживается на УФ-установке.

Очищенная вода по своим характеристикам соответствует нормам сброса в централизованные системы канализации, а также может быть использована в системе обо ротного водоснабжения для технических нужд (таблица 1).

Подобная схема очистки сточных воды используется на многих предприятиях железнодорожного транспорта и отличается простотой обслуживания и высокой эффективностью.

Вода Magazine октябрь 2016 г.