В Госдуму внесён законопроект №735832-7, который расширит перечень оснований для передачи объектов ЖКХ, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Такая информация размещена в системе обеспечения законодательной деятельности. 

Законопроект предусматривает, что передача объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения на территориях муниципальных образований, численность которых не превышает 25 тыс. человек, может осуществляться не только по концессионным соглашениям, как это предусмотрено действующим законодательством (за некоторыми исключениями), но и по договорам аренды, а также при создании государственного или муниципального унитарного предприятия в целях его наделения имуществом, для осуществления им уставной деятельности. В последнем случае объекты теплоснабжения и водоснабжения передаются предприятию на праве хозяйственного ведения.

Также депутаты предлагают исключить зависимость выбора способов передачи прав владения и (или) пользования объектами жилищно-коммунального назначения от даты ввода указанных объектов в эксплуатацию, а также исключить условие о ничтожности договора аренды систем и (или) объектов, заключенного с нарушением требований об обязательности концессионного соглашения.

Авторы законопроекта аргументируют необходимость внесения таких изменений тем, что установленный ранее законодательством переходный период, позволяющий до 1 января 2015 года осуществлять передачу прав на объекты ЖКХ в прежнем порядке (не только по концессии), не позволил подавляющему большинству муниципалитетов региона надлежащим образом подготовиться к трансформации правоотношений с эксплуатирующими организациями. Факторами, препятствующими внедрению изменений, выступили, в том числе:

- длительные сроки приведения объектов жилищно-коммунального назначения в нормативное состояние;

- длительные сроки проведения мероприятий по согласованию долгосрочных параметров концессионного соглашения;

- длительный процесс подготовки и проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения;

- отсутствие потенциальных инвесторов;

- экономическая непривлекательность объектов.

Кроме того, была отмечена проблема, что в настоящее время складывается ситуация, при которой договор аренды заключать нельзя, концессионное соглашение заключать не с кем, а органы местного самоуправления обязаны обеспечивать надежное и бесперебойное теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение.

"Проблема массового признания договоров аренды/безвозмездного пользования объектами коммунальной инфраструктуры недействительными по такому основанию, как непередача в концессию, действительно существует, - отмечает эксперт платформы "РОСИНФРА". - Подавляющее большинство судебных споров, связанных с концессионными соглашениями составляют дела о непередаче объектов ЖКХ в концессию. Общее количество судебных решений, вынесенных по делам такого рода, в период с января по май 2019 года составило более 80. Аналогичная ситуация наблюдалась и в предыдущие периоды".

Фото: ТАСС