Сточные воды, содержащие различные масла и смазочно-охлаждающие жидкости (СОЖ), образуются на предприятиях машиностроения, металлообработки, металлургии, транспорта и в других отраслях промышленности.
При холодной прокатке металлов образуются от 4 до 10м3 маслосодержащих сточных вод на 1 т прокатываемого металла. В качестве технологических смазок применяют эмульсии или водяные растворы. В их состав входят минеральные и растительные масла, а также другие вещества (поверхностно-активные вещества (ПАВ) и др.). Удельные расходы СОЖ зависят от выпускаемой продукции и составляют, м3/т: 4-6 - для углеродистой стали; 8,5 - для жести и 15 - для трансформаторной стали [1].
СОЖ необходимо использовать многократно в замкнутой циркуляционной системе. В процессе прокатки СОЖ загрязняются мельчайшими механическими примесями, а также солями и кислотами, остающимися после травления. Кроме того, СОЖ нагревается на 10-15 °С. В эмульсиях содержание неэмульгированных масел допускается не более 200 мг/л.
На ремонтно-механических заводах или в мастерских сильно загрязненные сточные воды образуются после мойки деталей [2], которую осуществляют в специальных моечных машинах, где используется холодная или горячая вода. Сточные воды загрязнены, в основном, взвешенными веществами > 20г/л, нефтепродуктами и маслами, концентрация которых может быть до и выше 10 г/л.
Суммарный расход производственных сточных вод шпалопропиточных заводов (ШПЗ) составляет 90-180 м3/сут. [3]. Основным загрязнителем ШПЗ являются различные антисептики (каменноугольное и сланцевое масло, каменноугольная смола, креозот и другие). Со сточной водой уходит около 0,5% общего расхода антисептиков, а концентрация их достигает 30-60 г/л, из которых до 25-50 г/л составляют осаждающиеся смолистые вещества, эмульгированные смолы, фенолы. Концентрация взвешенных веществ достигает 6,5 г/л.
На промывочно-пропарочных станциях (ППС) производится подготовка цистерн под нефть, нефтепродукты, различные масла. Промывка осуществляется водой или моющим раствором (с ПАВ) температурой 60-90 °С, иногда с предварительной пропаркой для разогрева и удаления остатка (в особенности после масел, битума и т.д.), промывке подвергаются около 50% всех порожних цистерн. Максимальный расход воды на ППС достигает 200-300 м3/ч. Нефтесодержащих или эфирорастворимых веществ, в том числе и масел, может быть до 20-50 г/л.
СОЖ широко применяют при металлообработке на вагоно- и локомо-тивостроительных заводах. Существующие СОЖ биологически нестабильны, коррозионно-активны, к тому же токсичны и экологически опасны [4]. По этой причине они представляют собой источник дополнительной нагрузки на предприятие. Увеличение объема применения СОЖ приводит к возрастающим платежам за сбросы и хранение токсичных веществ либо требует определенных мероприятий и затрат по предотвращению их попадания в объекты окружающей среды, в частности, строительства специализированных очистных сооружений, установок по детоксикации, утилизации и так далее.
В табл. 1 приведены СОЖ, применяемые в следующих типовых технологических процессах: точение, растачивание, отрезка, фрезерование, строгание, сверление, шлифование, нарезание резьбы, зенкерование и др. Средний срок использования СОЖ колеблется от двух недель до полутора месяцев. Основными причинами замены СОЖ при холодной обработке металлов являются наличие в них большого количества взвешенных веществ (металлическая стружка и пыль, сажа, частицы абразивных материалов), расслаивание СОЖ и их загнивание.
Регенерация отработанных СОЖ, заключающаяся в удалении из них посторонних примесей, позволяет возвращать их в производство, достигая тем самым экономии минеральных и синтетических масел и других компонентов, входящих в состав эмульсолов. Однако регенерация отработанной СОЖ возможна только в том случае, если в 1 мл жидкости содержится менее 100 млн. бактерий. В противном случае отработанная СОЖ подлежит сбросу на очистные сооружения. Эмульсолы - это эмульсии типа «вода в масле». Для придания эмульсии устойчивости необходимо добавления к ней еще одного компонента - эмульгатора, способного сорбироваться на поверхности обеих несмешивающихся жидкостей. В большинстве составов СОЖ в качестве эмульгаторов используют различные ПАВ, которые с трудом извлекаются при очистке СОЖ и вод.
Промышленность выпускает большое количество эмульсолов различных марок, которые значительно отличаются по своему составу и физико-химическим свойствам (см. табл. 2).
В зависимости от типа содержащихся в них эмульгаторов все СОЖ на основе минеральных масел разделяются на три группы:
В качестве эмульгаторов СОЖ используют соли органических кислот (олеионовой, нафтеновой, сульфо-нафтеновой), в качестве стабилизаторов - этиловый спирт, этиленгли-коль, триэтаноламин и другие вещества.
Таким образом, существующие СОЖ токсичны (второго или третьего класса опасности - опасные или умеренно опасные вещества). Они содержат компоненты, загрязняющие окружающую среду: нефтепродукты, масла, эфироизвлекаемые вещества, ПАВ, жирные кислоты и т.д. (см. табл. 3).
В табл. 3 [4] представлена структура затрат на сброс в сточные воды компонентов СОЖ.
Считается [4], что при промывке 20 л воды 1м2 поверхности изготовленных деталей унос составляет 1м3 (1 литр) СОЖ. Сброс вредных веществ в сточные воды сверх предельно допустимой концентрации (ПДК) влечет за собой штрафные санкции для предприятия. Для достижения ПДК стоки должны быть разбавлены водой:
При варианте очистки сточных вод от вредных компонентов СОЖ затраты на промывку составляет 0,69 руб. на 1м2 изготовленных деталей [4]. Расходы на экологические платежи значительно превышают расходы на содержание очистных сооружений.
В последнее время в Москве [5] неуклонно возрастает объем продаж некачественных (фальсифицированных) автомобильных масел. По данным Московской транспортной инспекции, до 35% поставляемых на рынок Москвы автомобильных масел не имеют сертификатов качества, не соответствуют требованиям ГОСТов и содержат в своем составе экологически опасные соединения. Объем поступающих в продажу фальсифицированных маслопродуктов напрямую связан с оборотом товарных масел. Согласно экспертным оценкам в Москве ежегодно реализуют 60-70 тыс. т автомобильных масел, из которых образуется около 50 тыс. т отработанных масел (ОМ). При этом, по официальным данным, из них легально собирается не более 5-6 тыс. т. Тем самым складывается ситуация, которая объективно способствует нелегальному сбору ОМ для производства фальсифицированной продукции. Отработанные масла скупаются у предприятий-сдатчиков фирмами, нелегально действующими на рынке отработанных нефтепродуктов. Аналогичная картина с ОМ происходит в Украине. Собранные такими фирмами ОМ либо сжигаются без очистки, загрязняя окружающую среду, либо вывозятся за город или перерабатываются на полукустарных установках с использованием технологий, не прошедших экологическую экспертизу.
Отработанное масло, представляющее собой неразделимую смесь отработанных моторных, индустриальных масел различных марок и других нефтепродуктов, подвергают механической (грубой) очистке от воды и различных нерастворимых примесей. В масле остаются различные химические продукты распада присадок и различные реагенты. Далее масло осветляют с применением неорганических кислот, щелочей и других экологически опасных реагентов. Приготовленное таким методом «масло» расфасовывается на фирменных тароформовочных машинах в «фирменную» тару и через рынки, не требующие сертификата качества продукции, поступает потребителям.
Участники рынка нефтепродуктов [6] не платят налоги, не соблюдают каких-либо правовых норм и игнорируют требования экологической безопасности. В то же время доля ОМ на вторичном рынке нефтепродуктов составляет около 60% общего объема образующихся нефтепродуктов.
Для промывки аккумуляторных батарей используется вода питьевого качества, 10-20 л на один аккумулятор, в зависимости от его емкости. Общий расход воды на этих участках не превышает 2 м3/сут. Сточные воды имеют показатель рН - 3+4 и загрязнены веществами, быстро выпадающими в осадок.
Стирка спецодежды осуществляется водой питьевого качества, расход 2-4 м3/сут. Загрязняющие вещества: моющие средства, ПАВ, сода, нефтепродукты, масла, взвешенные вещества, рН - 7+10 и приводит не только к их перерасходу, но и к увеличению сбросов в канализацию или водоемы. Сброс растворов или сточных вод, содержащих ПАВ строго регламентирован [8,9], поэтому перед сбросом такие воды должны подвергаться очистке.
Нами разработана технология и схема (рис.1) очистки маслосодержащих сточных вод, исходя из начальной концентрации масел в воде порядка Км= 10 ОООмг/л. Технология основана на многостадийной очистке с выделением механических примесей, масел и растворенных органических соединений. На стадии механической очистки происходит усреднение стока, выделение крупнодисперсных масляных частиц и оседание грубодисперсных примесей (содержание масел после механической очистки Км= ЗООмг/л).
Загрязненная маслами вода поступает в коалесцентный тонкослойный блок, поднимающиеся капли масла собираются на специальных пластинах, притягивающих масла к себе. Там объем масла растет, вследствие чего увеличиваются скорости подъема капель на поверхность сквозь отверстия в пластинах. В результате, на поверхности установки образуется монолитный слой масла. Если эффективность работы обычных нефтеуловителей достигает не более 50-60%, то наличие специальных пластин позволяет увеличить их эффективность до ЭР=70%.
Флотация с механическим диспергированием воздуха более эффективна для нагретых маслосодержащих вод, так как напорная флотация в этом случае будет неработоспособной.
В импеллерных установках в пену переходят тяжелые масла и смолы, имеющие плотность более 1 г/см3, которые обычно выпадают в осадок и затрудняют эксплуатацию очистных сооружений.
Для обеспечения стабильной работы флотомашине необходимо равномерно подавать сточные воды во времени. На практике наблюдается неравномерность их подачи из-за залповых и аварийных сбросов масел в цехах, что приводит к пиковым нагрузкам на всю цепочку очистных сооружений. Вследствие этого наблюдаются сбои в работе флотационных машин. Поэтому в маслоуловителях с тонкослойными блоками предусмотрено специальное устройство, позволяющее усреднять стоки и равномерно их подавать на флотационные установки.
Для повышения эффективности флотации масел, взамен добавок коагулянтов - сульфата алюминия и глинозема, нами предлагаются катион-активные высокомолекулярные флокулянты.
При флотации с коагулянтами, при существующих схемах работы флотомашин, подача их ведется ненепрерывно по ряду причин, в том числе из-за процесса кристаллизации сульфата алюминия и, как следствие, частичного или полного закупоривания подводящих к флотомашине коммуникаций.
По своим флокулирующим свойствам катионактивные реагенты более активны, чем коагулянты, а в процессе эксплуатации они не вызывают образование отложений в трубопроводах.
В качестве доочистной операции для извлечения мелкодисперсных масел и органических примесей применяем вторую стадию флотации - напорную. Она имеет более высокий эффект очистки (ЭР=80%) для указанных загрязнений, но более чувствительна к перегрузкам, неравномерности подачи реагентов и пр.
Глубокая доочистка от масел, оставшихся после флотации, достигается на фильтрах 1 ступени с поли-уретановой загрузкой (остаток масел после них 1-3 мг/л). Воды перед фильтрами обрабатываются катион-активными флокулянтами.
Ужесточение в последнее время нормативов по остаточной концентрации масел (нефтепродуктов) не позволяет ограничиться флотацией как последней стадией очистки. Требуемые местными органами надзора остаточные концентрации по маслам и взвешенным веществам зависят от ряда факторов регионального характера. Однако в первую очередь эти концентрации определяются местом сброса очистных сточных вод [8,9].
Если стоки сбрасываются на городские очистные сооружения, концентрация масел (нефтепродуктов) может допускаться от 0,3 мг/л и выше.
Если же сброс осуществляется в открытые водоемы, эта величина составляет лишь 0,05 мг/л, что соответствует величине ПДК для открытых водоемов.
Поэтому нами была изыскана еще одна стадия физико-химической очистки, которая обеспечивала не только требуемую ее глубину, но и достаточные простоту и дешевизну. Такой стадией могла бы стать очистка стоков методом адсорбции на напорных фильтрах-адсорберах. В качестве загрузки этих фильтров применяют угли Западного Донбасса или золу котельных этих углей. Проведенные нами исследования показали высокие адсорбционные свойства углей и золы по отношению к различным маслам.
Замасленную загрузку фильтров 2-й ступени можно использовать в качестве добавки (до 10%) при изготовлении асфальтобетонной смеси для строительства автомобильных дорог. Это подтверждается исследованиями, проведенными институтом «Гипродор» (Днепропетровское отделение). Пенный продукт флотации также может быть использован в качестве добавки при изготовлении асфальтобетонной смеси.
Нами разработана технология и схема (см. рис. 2) по обработке СОЖ. Процесс очистки маслоэмульсион-ных сточных вод складывается из следующих технологических операций: сбор,усреднение, отстаивание, подкисление, электрохимическая обработка в реакторе, очистка во флотаторе-отстойнике, сбор извлеченных масляных продуктов.
При электрокоагуляционной обработке отработанная эмульсия разрушается, причем масла, сорбированные коагулянтом, флотируются в виде пенного слоя, который удаляется.
Электрохимическая коагуляция осуществляется в реакторе-барабане, где осуществляется контакт сточных вод одновременно с алюминиевой и стальной стружкой (скрапом) без использования внешнего источника электротока. При отсутствии меди, вместо медной стружки можно использовать графит с размером зерна 10-20 мм. Эффективность технологического процесса на уровне 95-98%.
Реактор-коагулятор работает следующим образом. Через загрузочную горловину внутрь подается смесь железного, медного и алюминиевого скрапа в весовом соотношении 2,5:1:1, либо смеси железного скрапа с графитом в том же соотношении. Сточная вода и кислота непрерывно попадают через загрузочную горловину в рабочую зону реактора. Принцип действия реактора заключается в том, что смесь железного, медного и алюминиевого скрапа или железного скрапа и графита представляют собой гальваническую пару, в результате работы которой идет интенсивное растворение железа без подачи электроэнергии.
При вращении корпуса барабана-реактора, скрап поднимается зубьями-ворошителями над поверхностями сточной воды, что создает условия для контакта жидкой, твердой и газообразных фаз в пленочном слое жидкости, удерживаемой скрапом. Далее, при свободном падении скрапа, контакт гальванических пар алюминий-железо, медь-железо или графит-железо изменяется. Указанное обстоятельство создает необходимость условия для быстрого окисления в жидкой фазе - двухвалентного железа до трехвалентного. Образование тонкого дисперсного феррит-ного осадка происходит непосредственно в очищаемой среде, из которой удаляются соответствующие загрязнения. Оптимальное время обработки в барабане - 20 минут. Эффект увеличивается при предварительном нагреве сточных вод до 40-60°С.
После коагуляции сточные воды направляются во флотатор-отстойник, где осаждаются мелкие частицы, в том числе и скрапа.
Дозагрузка новых порций железного скрапа производится периодически один-два раза в смену без остановки реактора, а медный, алюминиевый или графитный догружаются только при нарушении технологического режима работы реактора, что выражается в уменьшении выхода осадка ввиду изменения условий работы гальванических пар используемых элементов.
Осадки, образовавшиеся в процессе электрохимического разрушения, могут быть использованы для смазки форм, при производстве железобетонных изделий либо в качестве топлива.
Леонид ДОЛИНА,
кандидат технических наук, доцент, приват-профессор,
Анна МИЩЕНКО, ДИИТ
Литература: