- Каким оказался для АО «МАЙ ПРОЕКТ» 2020 год?
- Несмотря на пандемию и свёртывание многих производств, 2020 год оказался для нашей компании более результативным, чем 2019 год. Это объясняется тем, что стали реализовываться проекты, которые мы начинали ранее. В частности, в реализацию пошли сразу три наших проекта по федеральной программе «Оздоровление Волги» национального проекта «Экология».
- Как в целом отразилась программа «Оздоровление Волги» на инжиниринговых и производственных компаниях?
- Более чем позитивно. Эта федеральная программа, как и программа «Чистая вода», сильно стимулирует соответствующий спрос, подталкивают бизнес к активному предложению как современного инжиниринга, так и эффективного отечественного оборудования. Вот только вопрос, сколько понадобится на это времени.
- Как меняется в целом ситуация в сфере очистки сточных вод?
- Благодаря четким и целевым программам с госфинансированием стали видны ориентиры для многих предприятий водопроводно-канализационного хозяйства. Сегодня фразы типа «вот… денег нет» или «дали бы денег…» не работают, потому что не соответствуют действительности. Деньги есть, но их дадут, если водоканал заблаговременно выполнил проект и прошёл госэкспертизу. Вот тут и выясняется, что многие предприятия ВКХ к такому сценарию оказались не готовы. По этой причине во многих регионах деньги не осваиваются.
- То есть главная проблема в том, что нет готовых к реализации проектов?
- Да, это так. Но тут не только беда нерасторопных водоканалов. Оказалось, что проектные организации оказались не готовы к такому спросу на качественный инжиниринг. За 20 – 25 лет после развала СССР крупные проектные институты были разрушены, а им на смену пришло очень мало новых современных инженерно-проектных компаний.
- В настоящее время в Правительстве РФ рассматривается законопроект о запрете на закупки иностранного оборудования для очистки воды и сточных вод для государственных и муниципальных нужд при наличии аналогичного российского оборудования. Как вы к этому относитесь?
- Хотя в нашу группу компаний и входит отечественный производитель оборудования, я против запретительных мер. Представьте, завтра запретят закупку зарубежных легковых автомобилей. Смешно звучит, да? Другой вопрос, как дать преференции отечественным производителям? Они есть, установлены законом об импортозамещении. Только вот беда, я редко сталкивался с его применением на практике. В ряде случаев закупалось импортное оборудование, намного дороже и не лучшего качества. Поэтому проблема не в законотворчестве, а исполнении этих законов.