- По состоянию на 1 октября 2022 года фактическое значение показателя обеспеченности населения Российской Федерации качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения составили 87,7% для всего населения и 94,2% - для городского населения страны.
Таким образом, с 2019 года, с начала реализации федерального проекта «Чистая вода» национального проекта «Жилье и городская среда», прирост доли населения Российской Федерации, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, составил 2,2% (с 85,5%), в том числе городского – 1,5% (с 92,7%).
- По данным на 1 октября текущего года, начиная с 2019 года построен и реконструирован (модернизирован) 471 объект питьевого водоснабжения, предусмотренный региональными программами, из них в 2022 году - 40 объектов.
- В 2019 году было введено в эксплуатацию 72 объекта питьевого водоснабжения (плановое значение – 71 объект).
По итогам 2020 года достигнуты показатели и результаты, предусмотренные паспортом федерального проекта:
1. Введено в эксплуатацию 100 объектов, 172 объекта водоснабжения нарастающим итогом с 2019 года.
2. Согласно отчету Роспотребнадзора о фактических значениях показателей федерального проекта «Чистая вода» за 2020 год по Российской Федерации они составили:
- доля населения, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, составило 86,5% (превышение плана на 0,7 %);
- доля городского населения, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, – 93,5% (превышение плана на 0,1%)
В 2020 году в федеральном проекте участвовали 69 субъектов Российской Федерации.
В 2021 году в федеральном проекте участвовали 75 субъектов Российской Федерации. На реализацию 259 объектов водоснабжения было выделено 22,2 млрд. руб., что позволило достигнуть следующих результатов:
- повышена доля населения Российской Федерации, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, до 87,35% при плановом 86,6% (в том числе городского до 94% при плановом 93,7%);
- введен в эксплуатацию 431 объект водоснабжения (нарастающим итогом с 2019 года), в т.ч. 259 объектов в 2021 году.
В 2019-2021 гг. плановые значения показателей федерального проекта «Чистая вода» были выполнены в полном объеме.
В 2022 году в рамках федерального проекта «Чистая вода» по итогам реализации мероприятий по повышению качества водоснабжения прогнозируется 100% достижение плановых значений показателей. Информация о достижении показателей обеспеченности населения качественной питьевой водой будет представлена по итогам опубликования годового отчета Роспотребнадзора за 2022 год.
- В ТОП-5 субъектов Российской Федерации – участников федерального проекта «Чистая вода» (кроме Москвы и Санкт-Петербурга), население которых наиболее обеспечено качественной питьевой водой, по состоянию на 1 октября 2022 года входят:
1. Кемеровская область (фактическое значение показателя – 98,4%).
2. Камчатский край (97,9%).
3. Красноярский край (97,7%).
4. Магаданская область (97,5%)
5. Город федерального значения Севастополь (97,3%).
Среди субъектов России, участвующих в мероприятиях федерального проекта «Чистая вода», в наименьшей степени обеспечены качественной питьевой водой жители Республики Калмыкия (фактическое значение показателя – 7,83%), Республики Тыва (36,1%), Забайкальского края (50,3%), Республики Бурятия (50,9%), Вологодская область (55,4%).
Основной причиной, которой обусловлены такие низкие значения обеспеченности качественной питьевой водой, является то, что в сельской местности проживает большое количество людей без централизованной системы водоснабжения.
- Что касается качества проектной документации, хотелось бы обратить внимание на уровень подготовки специалистов проектных организаций. Значительная часть компаний имеет в своём штате недостаточно квалифицированных сотрудников.
Это приводит к ошибкам при проектировании, при выборе и разработке технологической схемы. Зачастую принимаются нецелесообразные технологические решения, а также неверная методика очистки. Готовый проект может оказаться «сырым» или не соответствовать актуальным нормативным документам.
Основная же проблема при формировании заявок о предоставлении субсидии и обосновывающей документации к ней заключается в человеческом факторе – опечатки, некорректное применение формул при расчёте, округления. В целях минимизации такого рода недочётов, приводящих к возврату документов на исправление, Проектная дирекция Минстроя России разрабатывает сейчас автоматизированную систему, которая позволит перед подписанием документа высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации проверить его и согласовать Проектной дирекцией.
- Систему планируется запустить в работу в начале 2023 года, что позволит рассматривать заявки с использованием нового сервиса уже на 2024 год и последующие периоды. Отличие этой системы состоит в прозрачности и доступности информации, которая находится в работе (заполнении, исправлении) в регионе или на проверке в Проектной дирекции, и, соответственно, в возможности оперативной доработки документов в случае необходимости.
- В связи с удорожанием строительных материалов за счёт резервного фонда Правительства Российской Федерации регионам дополнительно выделено на реализацию федерального проекта «Чистая вода» 2 млрд руб. Также дополнительно выделено 3 млрд. руб. на реализацию проекта «Оздоровление Волги».
- На данный момент 23 субъекта Российской Федерации полностью заменили импортное оборудование на отечественное, 12 регионов произвели импортозамещение более 90% оборудования, 18 регионов нашли аналоги от 50 до 90% импортного оборудования.
-Проектной дирекцией Минстроя России разработан проект паспорта федерального проекта «Чистая вода» до 2030 года, в котором определены лимиты средств федерального бюджета и рассчитаны целевые показатели. Проект находится на рассмотрении в Минэкономразвития России, Минфине России и в Правительстве Российской Федерации.
- Основной задачей федерального проекта «Оздоровление Волги» является экологическая реабилитация водных объектов, направленная на сокращение в три раза доли загрязненных сточных вод, отводимых в реку Волгу, устойчивое функционирование водохозяйственного комплекса Нижней Волги и сохранение экосистемы Волго-Ахтубинской поймы.
Минстрой России, выступая в роли соисполнителя федерального проекта «Оздоровление Волги», является ответственным за осуществление мероприятий по строительству, реконструкции (модернизации) очистных сооружений предприятий водопроводно-канализационного хозяйства, включенных в региональные программы по очистке сточных вод, отводимых в реку Волгу.
Целевые показатели по итогам реализации федерального проекта «Оздоровление Волги» в 2020 и 2021 гг. были достигнуты. Так в 2021 году были достигнуты следующие значения показателей (показатели считаются нарастающим итогом с 2019 года):
- снижение объема отводимых в реку Волга загрязненных сточных вод – 2,4812 км3 в год;
- прирост мощности очистных сооружений, обеспечивающих сокращение отведения в реку Волгу загрязненных сточных вод, – 0,7561 км3 в год.
В целом за период реализации федерального проекта (2019-2024 гг.) планируется достигнуть снижения объема отводимых в Волгу загрязненных сточных вод к 2024 году в три раза (с 3,17 до 1,05 км3/год) в результате прироста мощности очистных сооружений, обеспечивающих нормативную очистку сточных вод в 2024 году по отношению к уровню 2019 года на 2,12 км3/год.
- Реализация федерального проекта «Оздоровление Волги» началась в 2019 году, с этого момента введено в эксплуатацию 73 объекта (2020 год - 51 объект, 2021 год - 18 объектов, 2022 год - 4 объекта).
Из реализуемых в 2022 году 52 объектов до конца года планируется завершить работы на 23 объектах. Из них по состоянию на начало октября завершены работы на 4 объектах.
С начала реализации проекта и до конца 2024 года всего будет реализовано более 125 мероприятий по строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) очистных сооружений водопроводно-канализационного хозяйства.
- Да, проблемы, усложняющие или затягивающие процессы реализации проектов, схожи. В их числе - расторжение контракта с недобросовестными подрядчиками, необходимость замены импортного оборудования.
- К основным причинам некорректного расчёта можно отнести следующие:
- принятие неверных коэффициентов при расчёте производительности;
- ошибочный анализ динамики изменения населения (например, реконструкция предусматривает увеличение производительности, а количество людей в населённом пункте уменьшается);
- подготовка проектов в соответствии с неактуальными нормативными документами.
Причинами же неверно подобранной технологической схемы являются:
- неправильная интерпретация категории водного объекта (очистка воды до параметров водных объектов рыбохозяйственного значения, когда это нецелесообразно;
- неосведомлённость о Постановлении Правительства РФ от 15 сентября 2020 г. N 1430 «Об утверждении технологических показателей наилучших доступных технологий в сфере очистки сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений или городских округов»);
- применение непризнанных научным сообществом методик расчёта биологической очистки и, как следствие, ошибки при расчётах, непонимание процессов, которые протекают в сооружениях биологической очистки.
Для систематического решения данных проблем необходимо дополнительно информировать проектировщиков о Постановлении №1430. Заказчикам, в свою очередь, нужно ответственно подходить к выбору проектной организации с достаточной квалификацией для проектирования очистных сооружений.
Для повышения качества выпускаемых проектов Минстроем России была создана рабочая группа по оценке проектируемых и строящихся систем водоснабжения и водоотведения на соответствие показателям наилучших доступных технологий. На заседаниях рассматриваются готовящиеся к реализации проекты. Группа экспертов оценивает такие факторы, как целесообразность проведения мероприятий по реконструкции, новому строительству или капитальному ремонту; корректность расчётов; целесообразность и корректность принятых технологических решений.
- В соответствии с поручениями Президента Российской Федерации о формировании объединенного проекта по комплексному оздоровлению водных объектов Российской Федерации – об оздоровлении и развитии водохозяйственного комплекса бассейна реки Дон, об оздоровлении реки Амур, о формировании плана мероприятий по оздоровлению трансграничных рек Урал и Иртыш – прорабатывается вопрос формирования проекта «Оздоровление водных объектов России». Предварительный срок реализации - 2025-2029 гг. Минстрой России будет участником данного проекта.
Основными подходами к формированию проекта «Оздоровление водных объектов России» являются объединение федерального проекта «Оздоровление Волги» с учетом расширения его географии и федерального проекта «Сохранение уникальных водных объектов», интеграция мероприятий «дорожных карт» для рек Дон, Амур, Урал и Иртыш.