Вода Magazine - Центр стратегических разработок опубликовал доклад о состоянии и путях развития сферы водоснабжения и водоотведения в России

 Banner 20 anniversary hydrig 1200x60

Центр стратегических разработок опубликовал доклад о состоянии и путях развития сферы водоснабжения и водоотведения в России

21.10.2024, 00:11   |   Обзоры
Центр стратегических разработок опубликовал доклад о состоянии и путях развития сферы водоснабжения и водоотведения в России

Центр стратегических разработок (ЦСР) опубликовал доклад «Сфера водоснабжения и водоотведения в России: текущее состояние и пути развития».

Доклад подготовлен Центром экономики отраслей ТЭК и Центром зеленой экономики и энергетики ЦСР. 

В докладе рассмотрены текущие тренды развития сферы водоснабжения и водоотведения (ВиВ) в России, выделены основные проблемы функционирования отрасли и предложены пути их решения за счет различных вариантов реформирования и привлечения инвестиций.

Основные выводы доклада:

Текущие тренды в отрасли

В сфере ВиВ в России представлены несколько тысяч организаций, что требует соответствующих подходов к регулированию и реформированию.

По состоянию на 2022 год в России в сфере ВиВ функционировало более 4,3 тыс. компаний (3,8 тыс. - в водоснабжении, 2,7 тыс. - в водоотведении), примерно 2,2 тыс. организаций оказывают оба вида услуг. Объем рынка регулируемых услуг ВиВ составляет около 490 млрд. руб. в год (консервативная оценка выручки организаций).

За 20 лет в России значительно вырос уровень обеспеченности водопроводом и канализацией. За 2000–2023 гг. в России доля жилищного фонда (по площади) с водопроводом выросла с 73% до 87% (город – 93%, село – 69%), с водоотведением (канализацией) – с 69% до 82% (город – 91%, село – 57%). Это является высоким результатом, однако показатели уступают развитым странам, где охват приближается к 100%.

В ряде регионов и небольших городах сохраняется проблема низкого уровня охвата водопроводом и канализацией, что влияет на качество жизни. В 2023 году в 14 регионах России охват жилплощади водопроводом составил менее 70%, а в пяти регионах – менее 60%, в 20 регионах до 30% жилплощади не было оборудовано канализацией. Особо остро стоит вопрос низкой обеспеченности канализацией в сельских населенных пунктах и в некоторых небольших городах.

Отмечается высокий уровень сетей ВиВ, нуждающихся в замене, и износа основных фондов, что снижает эффективность в отрасли. По официальным данным (Росстат), в ВиВ в среднем по стране 43-46% сетей нуждается в замене, показатель не снижается в последние годы.

Однако альтернативные данные (опрос ЦСР организаций ВиВ) свидетельствуют о более высоких значениях – 60% и более. Это вызывает существенные утечки и неучтенный расход воды (23% от объема отпуска воды в среднем по стране и более 30% в 24 регионах), что негативно сказывается на общей эффективности отрасли и финансово-экономическом положении организаций в сфере ВиВ.

По данным Росстата, износ основных фондов в сфере водоснабжения в России в 2021 году составил 44% и имел тенденцию к снижению с 2010 года (-9 п.п.). Однако опрос ЦСР организаций ВиВ выявил намного больший уровень износа основных фондов – 68% (наибольшие показатели у небольших водоканалов), а более половины опрошенных водоканалов указали на рост уровня износа основных фондов за последние 10 лет.

Текущие темпы замены сетей ВиВ являются низкими и не позволят снизить уровень износа и улучшить ситуацию в отрасли. Ежегодный объем замены сетей в ВиВ в России в последние годы составлял 0,9-1,1% от общей длины сети в водоснабжении и 0,3-0,4% - в канализации, что с учетом текущего состояния и срока жизни сетей не позволяет решить проблему их высокого уровня износа. Для изменения ситуации необходимо обеспечить ежегодную замену 3% и более сетей (около 3% до 2030 года и более 5% после 2030 года), что потребует масштабных инвестиций.

Данные Росстата указывают на резкое снижение аварийности в секторе ВиВ за последние 15-20 лет и низкий удельный уровень аварийности, но это не подтверждается данными организаций ВиВ. Различия в данных и оценках могут быть вызваны отсутствием универсальных подходов к определению понятия аварий.

Росстат по стране в целом фиксирует резкое снижение количества аварий в ВиВ в последние 15-20 лет (более чем на 60-70%), однако данные организаций ВиВ (опрос ЦСР) свидетельствуют об отсутствии явного тренда по снижению количества аварий в последние 5-10 лет. Так, 55% участников опроса ЦСР отметили рост за 2013-2022 гг. количества аварий на 2% и более в сфере водоснабжения и только 35% заявили о снижении показателя. В сфере водоотведения о существенном снижении количества аварий заявил лишь каждый седьмой респондент. При этом удельный уровень аварийности в сфере ВиВ по данным Росстата на порядок ниже оценок по данным ЕИАС ФАС России.

Технологическая отсталость сказывается на низком уровне очистки сточных вод, где ситуация не улучшается. В России доля сточных вод, очищенных до нормативных значений, в последние годы не имеет положительной динамики и в среднем по стране находится на уровне 45-47%.

Тарифы, инвестиции и финансовое положение организаций ВиВ

Тарифы на воду в России повышаются на уровень ниже инфляции, что ограничивает инвестиционные возможности организаций ВиВ.

В России за 2013–2023 гг. тарифы на холодное водоснабжение выросли на 76%, на водоотведение – на 89%, что ниже уровня накопленной инфляции (+99%). Индексация тарифов, которые являются основным источником доходов, на уровень ниже инфляции не позволяет организациям ВиВ существенно расширить инвестиции в модернизацию.

Инвестиции в ВиВ в России в последние годы растут, однако этих объемов не хватит для коренного изменения ситуации в отрасли. В 2023 году по сравнению с 2014 ггодом объем инвестиций в ВиВ в фактических ценах вырос в 2,1 раза, а в постоянных ценах 2014 года – на 6% (в водоснабжении снижение на 8%, в водоотведении рост на 31%). За трехлетние периоды объем инвестиций в ВиВ (в ценах 2014 года) оказался максимальным в 2021–2023 гг. (421 млрд. руб.), что на 48% больше показателя за 2017–2019 гг. и на 26% превышает показатель за 2014–2016 гг., что свидетельствует о повышении инвестиционной активности в сфере ВиВ в последние годы.

Текущие инвестиции в ВиВ в несколько раз меньше требуемых объемов для ускоренной модернизации отрасли. В 2023 году объем инвестиций в основной капитал в ВиВ в России составил 299 млрд. руб., что в четыре раза ниже оценок ЦСР по объему требуемых инвестиций для обновления объектов и сетей ВиВ необходимыми темпами, заданными в стратегических документах.

На сегодняшний день регулируемая деятельность организаций ВиВ в России в целом является убыточной. По оценке ЦСР на основе данных ЕИАС ФАС России, суммарная себестоимость оказываемых организациями ВиВ услуг превышает выручку от регулируемой деятельности как минимум с 2018 года (ранее данные в таком разрезе не собирались). Сальдо валовых прибылей и убытков всех организаций отрасли в 2022 году составило -54 млрд руб. (по консервативным оценкам). Положительную валовую прибыль имели только 18% организаций, оказывающих услуги холодного водоснабжения, и 22% организаций, оказывающих услуги водоотведения. Только 16% организаций, оказывающих услуги холодного водоснабжения, и 18% организаций, оказывающих услуги водоотведения, имели положительную чистую прибыль.

Основная причина убыточности в сфере ВиВ – опережающий рост себестоимости оказания услуг по сравнению с ростом тарифов. Такая ситуация наблюдается в большинстве организаций ВиВ и актуальна для большинства регионов России. В первую очередь, это касается таких компонентов себестоимости, как оплата труда и расходы на электроэнергию. Причина этого может заключаться не только в непосредственном росте заработных плат и цен на электроэнергию более высокими темпами, но и в несоответствии фактических расходов и расходов, учитываемых регулирующими органами при расчете НВВ для организаций ВиВ. Дополнительно на убыточность влияет увеличивающаяся с каждым годом накопленная просроченная дебиторская задолженность, а также растущие требования регуляторов по очистке воды.

Механизмы поддержки и социально-экономические эффекты

Проведенные реформы в смежных отраслях ЖКХ дают положительные эффекты в росте инвестиций и качестве оказания услуг, однако использованные подходы могут найти ограниченное применение в сфере ВиВ. Изменения в смежных отраслях ЖКХ в части тарифообразования (адресная поддержка отдельных категорий потребителей, либерализация ценообразования, особые условия техприсоединения и пр.) способствовали росту инвестиций и/или повышению качества оказания услуг при умеренном росте тарифной нагрузки на потребителей и могут быть рассмотрены для использования в сфере ВиВ с учетом особенностей отрасли.

В качестве возможных изменений целесообразно рассмотреть: а) дерегулирование сферы ВиВ и внедрение механизма ценообразования, предполагающего установление предельной цены на услуги ВиВ и формирование цены для потребителей на основе соглашения сторон, б) постепенный переход от ограничения темпов роста тарифов для потребителей к формату адресной поддержки нуждающихся групп потребителей и рыночного ценообразования для прочих категорий потребителей.

Концессионные соглашения – эффективный инструмент для определенных случаев в сфере ВиВ, но в целом механизм сталкивается с рядом проблем.

Опрос организаций ВиВ – концессионеров показал, что высокие объемы затрат при реализации концессионного соглашения невозможно покрыть за счет тарифной выручки и, как следствие, выполнить его условия, что ведет к прекращению действия соглашения раньше срока. Также в число барьеров для расширения использования данного инструмента в сфере ВиВ организации отрасли называют: а) невозможность внесения изменений по согласованию сторон между концессионером и концедентом без согласия антимонопольного органа, б) нерегламентированность сроков согласования условий соглашения с третьей стороной (субъектом Российской Федерации), в) неготовность кредитных организаций финансировать концессионные соглашения, невыгодные или сложно выполнимые условия кредитования, требующие заключения прямых соглашений между банками и субъектами Российской Федерации, в которых публичная сторона снижает риски для банка. В Государственную Думу внесен законопроект, направленный на повышение эффективности данного механизма (однако его рассмотрение откладывается).

Государство реализует различные программы и меры поддержки в ВиВ, но они недостаточны для существенного изменения ситуации в отрасли.

Поддержка осуществляется посредством различных механизмов (субсидии, кредиты на льготных условиях, специальные бюджетные и казначейские кредиты, размещение облигаций). По оценкам ЦСР, в период 2019-2024 гг. по государственным мерам поддержки было выделено почти 1,1 трлн. руб., что в несколько раз меньше объема необходимых средств для существенного снижения износа в ВиВ. Кроме того, существующие меры предполагают строгие требования к софинансированию проектов, которые не могут быть выполнены большинством предприятий отрасли (согласно данным опроса ЦСР организаций ВиВ).

Социально-экономические эффекты от деятельности организаций ВиВ существенно зависят от форм собственности на производственные объекты. Анализ эффектов от реализации операционной и инвестиционной деятельности за 2018- 2022 гг. показывает более высокий удельный вклад в экономику (создание добавленной стоимости в расчете на кубометр воды) организаций ВиВ с государственной формой собственности – как в сфере водоснабжения (в 1,2-1,7 раза в среднем за период по сравнению с организациями-концессионерами и «частниками»), так и в сфере водоотведения (в 1,2- 2,2 раза). При этом устойчивая положительная бюджетная эффективность отмечается только у организаций, заключивших концессионные соглашения.

Частные организации показывают более высокий уровень качества оказываемых услуг в обеих сферах (как в части сроков техприсоединения к сетям ВиВ, так и надежности водоснабжения). Однако в части энергосбережения лидеры разные: в водоснабжении – частные компании (0,58 кВт-ч/куб. м поданной в сеть воды против 0,8 кВт-ч/куб. м у концессионеров и государственных организаций), а в водоотведении – государственные (0,49 кВт-ч/куб. м принятых у потребителей сточных вод против 0,53-0,59 кВт-ч/куб. м у концессионеров и частных организаций).

Инвестиции в ВиВ: потребности и предлагаемые механизмы

По оценке ЦСР, в России потребность в инвестициях в модернизацию объектов и сетей ВиВ в зависимости от сценария может составлять 5,5-13,6 трлн. руб. за период 2025-2035 гг. (в ценах 2024 года) в рисковом и базовом сценариях. Действующих тарифов наряду с существующими мерами поддержки недостаточно для покрытия инвестиционных потребностей для модернизации сетей и иных объектов ВиВ, отрасль характеризуется низкой инвестиционной привлекательностью.

Развитие механизмов стимулирования инвестиций возможно с повышением тарифов для инвестиций, с созданием стимулов к повышению эффективности операционной деятельности организаций, а также при условии значительного привлечения бюджетных средств и внебюджетных источников. При этом акцент на привлечении средств необходим на объекты и сети малых городов и сельских поселений, в которых зачастую наиболее сложная ситуация с привлечением инвестиций в модернизацию. Для эффективной реализации мер необходимо иметь качественную информацию о текущем состоянии и достоверные оценки о требуемом объеме инвестиций в каждый из объектов.

Для привлечения дополнительных инвестиций в ВиВ предлагается рассмотреть следующие возможные механизмы:
1. Развитие механизма регуляторного контракта/соглашения в ВиВ с одновременным предоставлением возможности использования предельных тарифов (price cap) – для предоставления более значительных возможностей региону при формировании повышенного тарифа взамен на инвестиции в модернизацию со стороны организаций в сфере ВиВ (с учетом социально-экономической ситуации конкретной территории).
2. Расширение мер поддержки со стороны государства (на федеральном и региональном уровнях) в рамках механизма регуляторного контракта/соглашения – продление федеральных проектов с увеличением суммарного финансирования проектов со стороны федерального уровня со снижением уровня софинансирования проектов из внебюджетных источников; вложения капитальных грантов или субсидий со стороны регионов.
3. Развитие механизма частичной приватизации сетей ВиВ и иных объектов.
4. Расширение адресных субсидий для населения на оплату ЖКУ (при росте тарифов для частичного покрытия инвестиционных расходов и доли расходов на ЖКУ в расходах населения на фоне низкого роста реальных доходов населения).

Фото: roscomsys.ru

Просмотров: 4435
Новости
От первого лица
Директор УП «Полимерконструкция» (г. Витебск Республики Беларусь) Сергей Иванов:
«Заказчику важно получить не просто оборудование, а готовое технологическое решение под задачу»
УП «Полимерконструкция» - ведущий в Республике Беларусь производитель оборудования для водоподготовки и очистки сточных вод и один из основных поставщиков такого оборудования на российский рынок....
Компании
17.07.2025
УП «Полимерконструкция» приступило к производству промышленных озонаторов
УП «Полимерконструкция» (г. Витебск Республики Беларусь) начало производство промышленных...
17.07.2025
На очистных сооружениях канализации г. Читы установят систему нейтрализации запахов «Мокрый барьер»
На очистных сооружениях канализации г. Читы в ноябре 2025 года будет введена в эксплуатацию...
17.07.2025
В отношении ООО «Енисейводоканал» в Красноярском крае возбудили уголовное дело за порчу земли
В отношении ООО «Енисейводоканал» в Енисейском районе Красноярского края возбуждено уголовное дело...
Проекты
Новые статьи
Выставки/Конференции