Вода Magazine - Проблемы региональной водохозяйственной политики и пути их решения

Проблемы региональной водохозяйственной политики и пути их решения

19.11.2019, 09:42   |   Новые статьи   |   Автор: ГОРШКОВА Асия Тихоновна

 УДК 566.18.01

Гидрологическое пространство целостно, едино, взаимосвязано и транстерриториально; все объекты его связаны между собой либо поверхностным или подземным стоком, либо общим круговоротом воды. Основной задачей экологии в этом пространстве является сохранение естественности и чистоты среды и объектов. Кроме того, это пространство должно эффективно и рационально управляться как на уровне самого пространства, так и на уровне подстилающих и вмещающих сред.

Ключевые слова: водохозяйственная политика, оценка экологической ситуации, защита водных объектов, водные экосистемы, совершенствова- ние водного хозяйства, база данных о водных объектах.

Ключевые слова: водохозяйственная политика, оценка экологической ситуации, защита водных объектов, водные экосистемы, совершенствование водного хозяйства, база данных о водных объектах.

Сегодня все научные разработки, особенно прикладного характера, должны основываться на хорошо продуманных или взвешенных теоретико-концептуальных основах. Уже допущено множество ошибок, приведших к негативным последствиям в окружающей среде: где-то катастрофически уменьшается биоразнооразие, где-то происходит опустынивание, обмеление, исчезают леса и плодородные почвы.

Часто, если не всегда, процессы разнообразной деятельности людей не продумываются в полной мере, во всем комплексе замкнутой системы - от задач необходимости производства до объемов преобразований в окружающей среде. На фоне демографического роста населения и темпов освоения территориальных пространств любые недочеты приводят к глобальным изменениям природных циклов обмена веществ и энергии. Именно поэтому и стратегия, и понимание складывающейся обстановки, и тщательное продумывание темпов, объемов, способов и уровней воздействия от всей последующей деятельности людей должны обеспечиваться научным сопровождением, что, к сожалению, игнорируется новым предпринимательским сообществом. А ведь даже обобщенный пространственный анализ позволяет выделять географические оперативно-территориальные единицы, в том числе и водоемы и водотоки, оценивать создающиеся проблемы и предупреждать неблагоприятные, чрезвычайные и кризисные ситуации и катастрофы. Сейчас же редкие работы по восстановлению деградирующих водоемов проводятся локально, в отрыве от комплекса пространственно-территориальных проблем, что часто заканчивается неудачами.

Актуальными остаются проблемы оценки экологической ситуации и внутреннего потенциала территориального пространства, тренда преобразования геоморфологических и ландшафтных составляющих биосферы, тенденций динамики состояния биосферной оболочки окружающей среды, прогноза экологической обстановки, получение оперативных и достоверных знаний о количественных запасах пресных вод и их качестве. Решение этих проблем является базовой основой всех планируемых действий людей, существование которых находится сегодня под недостаточно еще массово осознанной, но реально существующей угрозой, связанной с опережающим процессы естественного восстановления загрязнением и истощением природных ресурсов.

Одна из актуальнейших проблем современности касается истощения природных источников водоснабжения, тесно связанного с проблемой обеспечения эколого-экономического баланса.

Для достижения эколого-экономического баланса необходимо понимать и уметь рассчитывать происходящие в окружающем пространстве процессы - тренд, толерантность, устойчивость, эволюционную направленность, скорость механизма восстановления и саморегуляции. Поскольку до всеобщего осознания глобального характера проблемы еще далеко, в процессы человеческой деятельности на каком-то этапе необходимо было включить механизмы государственного управления и принятия соответствующего законодательства, которое постепенно стало неотъемлемым элементом постоянного воздействия на экономическую деятельность и прогрессивное техническое развитие [1].

Государственная водохозяйствен6 ная политика определяет главную цель отрасли как удовлетворение потребностей населения и хозяйственного комплекса в воде стандартного качества. Основные стратегические направления ранжированы в следующем порядке:
- гарантированное обеспечение населения достаточным количеством питьевой воды;
- создание условий использования водных ресурсов для надежного функционирования промышленности при сохранении баланса социально-экологических интересов;
- защита населения и производственно-хозяйственного комплекса от вредного воздействия вод;
- поэтапное восстановление естественного состояния водных объектов;
- обеспечение благоприятных условий для восстановления, сохранения и устойчивого воспроизводства их биологических систем.

Цели водного хозяйства - использование и охрана водных ресурсов - не всегда совместимы, поэтому водохозяйственная политика должна быть направлена на достижение разумного баланса между этими двумя видами деятельности. Однако до сих пор наблюдался явный приоритет экономических интересов над экологическими, о чем свидетельствует, например, тот факт, что современная промышленность в какой-то момент отвергла концепцию абсолютной безопасности и пришла к концепции приемлемого риска, суть которой в стремлении к такой безопасности, которое приемлет общество в данный период времени, что подтверждено постановлением Правительства РФ № 675 от 01.07.1995, или ввод в действие так называемых согласованных ПДК.

Если водообеспечение населения и объектов экономики, предотвращение деградации водных объектов и поддержание надлежащего качества воды в них, защита от вредного воздействия вод являются важнейшими функциями водохозяйственного комплекса, возложенными на него обществом, то современное управление водохозяйственным комплексом в первую очередь должно строиться на принципах сохранения функциональности водных экосистем, недопустимости нарушений механизмов возобновляемости природных вод и приведения водохозяйственной нагрузки в соответствии с имеющимися запасами ресурса.

Выполнить заявленные обязательства фактически не представляется возможным, поскольку нет гарантий, что чистой воды хватит всему населению. Обещание заменить поверхностную воду на подземную сегодня воспринимается негативно самим же потребителем, поскольку грунтовая вода, в первую очередь, не отвечает качественным нормативам, и не столько из-за загрязнения, сколько по своим природным свойствам.

Состояние водных источников и систем централизованного водообеспечения давно уже не гарантирует требуемого качества питьевой воды. По опубликованным данным Российского НИИ комплексного использования и охраны водных ресурсов, более 70% озер и рек и 30% подземных вод России уже к началу ХХI века потеряли питьевое значение только по причине прямого и опосредованного антропогенного воздействия. В некоторых регионах (например, Южный Урал, Кузбасс, отдельные территории Севера, низовья Волги) состояние водных источников достигло опасного для здоровья населения уровня [2].

Кроме того, ввиду многообразия видов деятельности водного хозяйства в нашей стране возникла ситуация крайней разобщенности в самой структуре государственного делопроизводства. О необходимости формирования целостной системы управления этой отраслью в России начали говорить еще в 1970-1980 гг. прошлого столетия, чему посвящен документ «О совершенствовании управления и охраны водного фонда России», разработанный МПР РФ в 1998 году. С тех пор систему пытаются совершенствовать и систематизировать.

Однако разобщенность и путаница продолжают существовать. Отдельные ведомства ведут отдельные виды делопроизводства, являются собственниками получаемой ими информации и считают эту информацию даже не конфиденциальной, а собственной, и находят основания торговать данными. Это как раз и есть главная причина отсутствия единого сводного банка данных по состоянию водных объектов.

Бесспорно, совершенствовать систему водного хозяйства необходимо. При этом нужно стремиться к централизованному ведению водохозяйственной политики. Решением задачи интеграции интересов на первых этапах является создание единой государственной базы данных мониторинга водных ресурсов. До тех пор, пока исчерпывающая информация не будет систематизироваться централизовано, будут допускаться нюансы, провоцирующиеся столкновением интересов различных слоев общества. Однако следует серьезно прогнозировать каждый шаг в процессе интеграции во избежание, например, таких перегибов, как монополизация водных ресурсов.

Республика Татарстан является одним из немногих регионов России, обладающим полноценным сводом сведений о водных объектах, о чем неоднократно упоминалось, в частности, в отзывах и положительных рецензиях, предоставленных специалистами Государственного гидрологического института (Санкт-Петербург), Института географии РАН (Москва), Российского института водного хозяйства (Екатеринбург) и другими организациями на утверждение к печати таких изданий, как «Атлас РТ» (2005) и «Водные объекты РТ» (2006). Поводом для публичной печати первооснов Базы данных по водным объектам послужил тот факт, что специалисты отдела гидрологии Института проблем экологии и недропользования АН РТ, сами часто сталкиваясь с невозможностью добыть какую-либо конкретную информацию, осознали, что основополагающие сведения должны стать доступными для широкого круга исследователей и специалистов. В противном случае экологов-аналитиков всегда будет сопровождать шлейф несогласований, ошибок и колеблющихся величин, опосредованно способствующий усугублению экологической обстановки и нарастанию скорости негативного тренда.

Логично было бы, во избежание дублирования работ и, соответственно, экономии денег и времени, создать единую электронную информационную базу данных о состоянии окружающей среды (ОС). Начало такой разработки было положено в 2008 году в рамках государственного контракта по теме «Подготовка цифровых материалов по водным ресурсам Республики Татарстан для создания первой очереди геоинформационная система «Природопользование». База могла бы быть доступна частично или в полном объеме всем организациям и ведомствам, чья деятельность связана с вопросами управления и организации территориального развития.

Однако на современном этапе несовершенной коммерциализации деятельности даже среди государственных учреждений последние пытаются на «цифрах» зарабатывать. Именно по этой причине проект создания единой государственной информационной геоинформационной системы «Природопользование» и мониторинга ОС не доведен до логического завершения.

Таким образом, чрезвычайно востребованной и единственно доступной для общего пользования была и остается База данных по водным объектам, бумажное издание которой, оформленное в виде реестра-справочника «Водные объекты РТ», явилось первым существенным прорывом в обнародовании специальной информации. По сути, такой шаг должны были сделать и гидрологи, поскольку первым геоинформационным слоем является гидрологическая сеть, на него, в зависимости от задач, наносятся все последующие геоинформационные слои.

Обобщенный пространственный анализ позволяет выделять географические оперативно-территориальные единицы, в том числе и водоемы и водотоки, оценивать создающиеся проблемы и предупреждать неблагоприятные, чрезвычайные и кризисные ситуации и катастрофы. Сейчас же редкие работы по восстановлению деградирующих водоемов проводятся локально, в отрыве от комплекса пространственно-территориальных проблем, что часто заканчивается неудачами.

Работа по созданию электронной версии справочника «Водные объекты РТ», по всей вероятности, будет иметь продолжение, поскольку уже внесена первым пунктом «первоочередных мероприятий научно-технического обеспечения» в раздел «мероприятий по водоснабжению и водоотведению» государственного документа «Схема территориального планирования РТ», утвержденного Постановлением КМ РТ № 134 от 21.02.2011 г.

Досадно, что перворазработчики, уже имеющие, кстати сказать, дополненный и частично переработанный электронный вариант Базы данных автоматизированной системы оценки водных ресурсов (АСОВР), узнают об этом случайно. Кстати сказать, в этом же документе в разделе «Научно-техническое обеспечение. Проектное сопровождение. Внедрение современных ресурсосберегающих технологий. Организация систем мониторинга» первым постулатом выдвигается «изменение социального отношения к водным ресурсам». Поскольку дальнейшего развития в документе этот тезис не имеет, то данное предложение, по-видимому, должно восприниматься не иначе как лозунг, требующий детальной проработки в будущем, что уже хорошо, поскольку проблема признана существующей и рано или поздно потребует решения. В последние годы государственное регулирование природоохранной деятельности требует постоянного обновления и совершенствования программных документов, одним из которых представляется региональная программа «Развитие водохозяйственного комплекса Республики Татарстан в 201262020 годах». Создание региональной программной документации, касающейся вопросов использования водных ресурсов, обусловлено возникновением целого ряда проблем, связанных с недостатком воды нормативного качества, отставанием разработок технологической очистки сточных вод, нерациональным использованием водных ресур6 сов, истощением, загрязнением и деградацией природных источников водоснабжения, отсутствием достоверного прогноза наводнений, засухи и других неблагоприятных экологических ситуаций.

Поскольку в самой основе понятия «водное хозяйство», необходимого для использования и охраны водных ресурсов, заложено противоречие, то главная задача водохозяйственной политики - это достижение некоего социоэколого-экономического баланса, при котором хозяйственное развитие не наносит ущерба окружающей среде. Интересы общества не всегда согласуются с природными, что приводит к проявлению неблагоприятных экологических ситуаций, поэтому задачей водохозяйственной политики становится поиск путей согласования интересов и предупреждение конфликтных ситуаций. Последнее достигается ведением разумного территориального управления, которое, в свою очередь, невозможно без получения достоверной оперативной сводки информации о состоянии окружающей среды и о наращивании объемов производства. Идеальным инструментом получения достоверной и оперативной оценки экологической ситуации представляется уже упоминавшаяся геоинформационная система «Природопользование» в рамках успешно функционирующего сегодня портала «Электронного Правительства Республики Татарстан».

Увеличение объемов водопользования развивающегося региона Республики Татарстан и одновременное официально регистрируемое снижение качества пресной воды на его территории создали объективные предпосылки для пересмотра водохозяйственной политики и привели к необходимости формирования целостной системы управления водопользованием. Водные ресурсы необходимы для жизнеобеспечения окружающей среды, в том числе и для человека, и используются в качестве основного продукта питания, энергоносителя, основного сырья обеспечения большинства технологических производственных процессов. Вода относится к трудновосстанавливаемым природным ресурсам и, следовательно, использование водных ресурсов должно быть рациональным, а природные источники должны находиться под охраной в целях регулирования качества.

Издержки водопользования, допускающие превышение антропогенной нагрузки выше пределов толерантности природных водных систем, приводят как к истощению количественных запасов пресной воды, так и к снижению ее качества, что предопределяет наблюдающийся отрицательный тренд экологической обстановки, деградацию и исчезновение природных источников. Современное управление водохозяйственным комплексом, таким образом, должно строиться на принципах сохранения функциональности водных экосистем и недопустимости нарушений механизмов возобновляемости природных вод, а также приведения водохозяйственной нагрузки, связанной с человеческой деятельностью, в соответствии с имеющимися запасами и природными возможностями ресурса.

Общая площадь водной поверхности на территории Республики Татарстан составляет 4,4 тыс. км2 или 6,4% от общей. Крупные водные артерии представлены Волгой, Камой, а также их притоками - Вяткой и Белой. На территории республики насчитывается 73 бассейна основных притоков Куйбышевского и Нижнекамского водохранилищ. Общая гидрографическая сеть с учетом самых мелких и пересыхающих водотоков включает 9965 водотоков общей протяженностью 21 457 км, из них 4289 6 малые реки длиной менее 10 км, совокупная протяженность которых составляет 11328 км [3]. Рек разного порядка с постоянным течением насчитывается 5210. Только официально зарегистрировано наличие 3674 родников. Среднегодовая величина местного стока равна 10 км3, из общего количества только за счет малых рек формируется 7 км3 стока.

На территории Республики Татарстан насчитывается 8073 озера, наибольшее количество которых располагается в пределах границ Мензелинского (756), Мамадышского (694), Актанышского (579), Чистопольского (483) муниципальных районов. По данным статистики, только за десять лет, прошедших после создания Куйбышевского водохранилища, на территории республики по естественным и антропогенным причинам исчезло 1681 озеро. Также насчитывается 7375 болот при общей площади водно-болотных угодий 284,7 км2. Наиболее заболочена Камско-Бельская низина севера Восточного Закамья, где, в частности, крупнейший болотный массив Кулягаш площадью 49 км2 сейчас затоплен водами Нижнекамского водохранилища. Крупные, достигающие 100 и более га водно-болотные угодья, располагаются в долинах рек Свияга, Меша, Ик, Ашит, Черемшан. Количество болот и водно-болотных угодий на территории Республики Татарстан в последние годы стремительно сокращается по причине расширения границ территориального освоения. Важная роль в составе целостного водохозяйственного комплекса принадлежит водохранилищам. Крупных водохранилищ на территории республики четыре - Куйбышевское, Нижнекамское, Заинское и Карабашское.

Сложность происходящих в водных объектах гидрологических, гидрогеологических и гидробиологических процессов, на которые оказывает влияние антропогенная деятельность, обуславливает высокие требования к научно-техническому обеспечению водного хозяйства, включая проведение фундаментальных и прикладных исследований водных проблем, постоянное научное сопровождение проектирования, строительства и эксплуатации крупных водохозяйственных систем и сооружений. Большинство задач по использованию, воспроизводству и охране водных ресурсов, восстановлению водных объектов, обеспечению функционирования и сбалансированного развития водохозяйственного комплекса исключительно наукоемки. В связи с этим актуальными проблемами являются развитие научной сферы отрасли, сети научно-исследовательских и проектно-изыскательских организаций водохозяйственного профиля, в том числе головных научных и проектных организаций, широкое участие Российской академии наук и отраслевых академий, научных, общественных и международных организаций в решении задач развития водохозяйственного комплекса.

Сегодня из-за отсутствия согласованности действий водопользователей в лице муниципальных администраций, научных учреждений, правительственных органов, исполнительных и учредительных структур допускаются ошибки водопотребления, водоотведения, нарушения гидрологического режима водных объектов. Несогласованные действия муниципальных округов, в частности, по возведению насыпных плотин на реках или, наоборот, спуска уже существующих прудовых водохранилищ, часто приводят к обезвоживанию населенных пунктов, располагающихся ниже по течению, или к перераспределению речного стока, изменяющего коренным образом структуру ландшафтов и приводящего к заболачиванию обширных территорий или подтоплению населенных пунктов. В результате бесконтрольно растет количество прудов на перегораживаемых реках. Не меньшие проблемы сегодня приносит и приобретение земель в частную собственность, когда собственник проявляет инициативу по изменению характера эксплуатации водных ресурсов на своей территории без согласования с окружными водопользователями, без научного обоснования и без проведения технологических расчетов.

Колебания климатических параметров, отмечавшиеся в последнее время, чрезмерная и несогласованная эксплуатация, истощение и загрязнение малых рек приводят к ускорению естественных процессов переформирования русла, частичному пересыханию и даже полному исчезновению водотоков. Например, часто не принимается в расчет давно уже определенная учеными величина экологически безопасного забора воды из рек (25-40% устойчивой величины речного стока), а процент бескомпенсационного забора воды из Волги Республикой Татарстан уже самый высокий по России - 33,7%.

С учетом того, что поверхностные водные объекты в среднем на 50% существуют за счет подземного питания, потребление водных ресурсов из поверхностных и подземных источников также должно быть взаимоувязано, в связи с чем необходимо усилить контроль эксплуатации подземных пластов воды и, соответственно, вести учет количественного изъятия воды частным сектором, поскольку эта прослойка водопользователей не учитывается статотчетностью. Примером негативного воздействия на состояние быстро деградирующего поверхностного водного объекта в результате бесконтрольного водопотребления подземных вод (несколько тысяч частных скважин) его бассейна является озеро Глубокое - особо охраняемый природный объект (ООПТ, памятник природы регионального значения в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 29.12.2005 г., № 644).

Сложность происходящих в водных объектах гидрологических, гидрогеологических и гидробиологических процессов, на которые оказывает влияние антропогенная деятельность, обуславливает высокие требования к научно-техническому обеспечению водного хозяйства, включая проведение фундаментальных и прикладных исследований водных проблем, постоянное научное сопровождение проектирования, строительства и эксплуатации крупных водохозяйственных систем и сооружений.

Рациональным использование водных ресурсов может стать при условии применения комплексного подхода долгосрочных и краткосрочных этапов планирования с учетом экологических, экономических и социальных факторов, потребностей всех пользователей, в том числе связанных с процессами предотвращения опасностей, связанных с водой. Успешная реализация проекта во многом определяется внедрением в делопроизводство новейших научно-технических средств с использованием и разработкой интерактивных баз данных, моделирования эколого-экономических ситуаций, прогноза и экономического планирования, геоинформационных и экспертных систем, географического пространственного анализа, предпринимаемых в целях предоставления оптимизированной многоплановой информации и рационализации процесса принятия управленческих решений.

Литература:
1. Гусев А.А. Современные экономические проблемы природопользования. М.: Междунар. отношения, 2004. - 208 с.
2. Вода России. Водохозяйственное устройство /Под ред. А.М.Черняева; ФГУП РосНИИВХ. - Екатеринбург: изд-во «АКВА- ПРЕСС», 2000. 428 с.
3. Водные объекты Республики Татарстан//Гидрографический справочник. Казань, ОАО «Пик «Идель-пресс», 2006, 504 с.

 

Problems of regional water policy and ways of their solution

Hydrological space holistically unified, interrelated and TRANS7territorially; all objects are linked to either surface or subsurface runoff or total water cycle. The main objective of the environment in this space is the preservation of the purity and naturalness of the environment and objects. In addition, this space must effectively and efficiently be man7 aged at the level of space itself, and at the level of the underlying and surrounding environments.

Keywords: water policy, environmental assessment, protection of water bodies, aquatic ecosystems, improving water management, a database of water bodies.

Gorshkova Asiya Tikhonovna, Ph.D. (geographical), head of laboratory of hydrology, Institute of ecology and subsoil use of Tatarstan Academy of Sciences. 420087, Republic of Tatarstan, Kazan, Daurskaya str., 28. E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Журнал «Вода Magazine», №10 (122), 2017 г.

 

Просмотров: 1802
Новости
От первого лица
Генеральный директор ГК "Элма-Астерион" Анастасия Григорьева:
«Самодостаточность России в оборудовании для ВКХ может быть реализована при наличии полной цепочки производства»
ГК «Элма-Астерион» является заметным игроком на рынке насосного и перемешивающего оборудования для работы с коррозионно-активными жидкостями, включая очистку сточных вод. Причем компания -...
Компании
19.03.2024
ГУП «Белоблводоканал» проведет в 2024 году капитальный ремонт водовода в Прохоровском районе
ГУП «Белоблводоканал» выполнит в 2024 году в Прохоровском районе капитальный ремонт первой и...
19.03.2024
В АО «Мосводоканал» в 2023 году проверили с помощью теледиагностики более 1100 км сетей водоснабжения и канализации
В АО «Мосводоканал» в 2023 году с помощью теледиагностики проверили 438,7 км водопроводных и 726,1...
18.03.2024
Компания «Полипластик» продала 25% акций «Газпромбанку»
Компания «Полипластик» продала 25% акций «Газпромбанку» и передала банку 65% акций в залог по...
Проекты
Новые статьи
Выставки/Конференции