Характерной особенностью развития современных средств водоснабжения является, с одной стороны, увеличение уровня загрязненности источников водоснабжения, а, с другой, - постоянное ужесточение норм, устанавливающих предельно допустимые концентрации (ПДК) потенциально опасных веществ. В последнее время все чаще в качестве таких веществ выступают органические соединения техногенного происхождения, большей частью обладающие выраженными токсичными свойствами.
В 2007 году с введением дополнений к ГН 2.1.5.1315-03 был расширен перечень соединений, подлежащих обязательному контролю, и в него вошли тетрахлорэтилен (англ. аббревиатура - РСЕ) и трихлорэтилен (англ. аббревиатура - ТСЕ). Соединения отнесены к первому классу опасности, их ПДК для питьевой воды составляет 0,005 мг/дм3.
РСЕ и ТСЕ широко применяются в промышленности. Являясь промежуточными продуктами синтеза других хлоруглеводородов, используются для производства хладагентов (фреонов), различных кислот, гербицидов, красителей. Применяются в качестве растворителей для обезжиривания и чистки металлов, в области сухой химической чистки одежды, в текстильной промышленности.
РСЕ и ТСЕ часто обнаруживаются в поверхностных и подземных источниках питьевого водоснабжения. Причиной заражения могут являться промышленные объекты, использующие данные вещества в своем технологическом цикле и производящие значительные объемы сточных вод. Кроме того, как показывает мировой опыт, источником загрязнения подземных и поверхностных вод очень часто выступают мусорные свалки, фильтрат которых, проникая через слои почвы, может заражать грунтовые воды.
Большое количество исследований указывают на возможное влияние ТСЕ и РСЕ на возникновение онкологических заболеваний у человека, в частности рака печени и почек, неходжкинской лимфомы, рака мочевого пузыря. В соответствии с классификацией Международного агентства по исследованию рака IARC (International Agency for Research on Cancer, IARC) трихлорэтилен отнесен к первому классу соединений - вещества, оказывающие канцерогенное воздействие на человека, тетрахлоэтилен ко второму классу 2А - возможные канцерогены.
В 2009 году в ходе лабораторных исследований проб питьевой воды, взятых из скважин водозабора г. Троицка (г. Москва), в образцах был обнаружен тетра- и трихлорэтилен в суммарной концентрации от 40 мкг/дм3 (восьмикратное превышение ПДК), что послужило причиной консервации двух скважин общим дебитом 100 м3/час, что составило 15-20% от общего объема водопотребления и повлекло за собой увеличение нагрузки на действующие скважины и дефицит воды хозяйственно-питьевого назначения.
Технология удаления ТСЕ и РСЕ из питьевой воды
По запросу МУП «Водоканал» г. Троицка компания «Инженерно-технический центр «Комплексные исследования», проведя серию пилотных исследований и испытаний, предложила метод удаления РСЕ и ТСЕ из питьевой воды, основанный на технологии интенсивного окисления.
ООО «Инженерно-технический центр «Комплексные исследования» длительное время занимается разработкой и производством окислительных устройств и систем очистки воды от органических соединений. Технология и окислительные установки нашли широкое применение в муниципальных и частных системах подготовки питьевой воды и системах очистки воды плавательных бассейнов. Установки используются для очистки технической воды и стоков на атомных станциях.
Принцип очистки воды от РСЕ и ТСЕ, заложенный в предложенной технологии, основан на деструкции хлорорганических соединений и их производных в результате процессов интенсивного окисления в воде, активированного с помощью гидроксильных радикалов (ОН-радикалов). ОН-радикалы обладают более высоким окислительным потенциалом (рис. 1), чем известные окислители, и имеют константы скоростей реакции с органическими соединениями, превышающие в миллионы раз скорости реакции озона с этими соединениями (таблица 1).
Главным преимуществом процессов интенсивного окисления является неселективный характер окисления и возможность осуществлять полную деструкцию соединений до молекул воды, углекислого газа, солей или неорганических кислот. Это принципиально отличает данную технологию от фильтрационных методов, так как за счет полного или частичного окисления и деструкции органических молекул возможен вывод загрязнений из водного круговорота или перевод их в доступные для биоразложения формы.
Помимо надежности и высокой эффективности технологии в разложении органических соединений, стоит отметить и ее относительную универсальность. Это имеет принципиальное стратегическое значение, так как позволяет применять технологию для решения подобных задач в будущем – при расширении спектра органических загрязнений, присутствующих в питьевой воде и ужесточении гигиенических нормативов, в том числе для удаления веществ техногенного происхождения, лекарств, пестицидов, косметических средств, ПАВов и др.
Все эти факторы делают возможным применение технологии практически для всех органических соединений, в том числе токсичных загрязнений или сложных соединений в следовых количествах.
При реализации современных АО-технологий используются несколько способов генерации радикалов ОН*:
- фотолиз воды вакуумным ультрафиолетом:
Н2О+VUV --- ОН* + Н;
- образование озона и радикалов ОН* при облучении вакуумным ультрафиолетом воздуха:
О2 + VUV --- 2O(1D); О2 + O(1D) --- O3 Н2О + VUV --- ОН* + Н;
- фотолиз перекиси водорода ультрафиолетом:
Н2О2 + UV --- 2ОН*;
- фотолиз озона ультрафиолетом:
O3 + UV + Н2О --- Н2О2 + О2;
- реакция перекиси водорода с озоном:
Н2О2 + 2O3 --- 2ОН* + 3О2;
- совместное использование:
VUV/UV/O3/Н2О2
В предложенном методе окисление и последующая деструкция РСЕ и ТСЕ осуществляются в комбинированном фотохимическом реакторе с последовательно установленным реактором с вакуумным ультрафиолетом (VUV АОР-реактор) и ультрафиолетовым реактором с ртутными лампами низкого давления (UV АО-реактор). На выходе применяются специальные фильтры с активированным углем для удаления непрореагировавших окислителей (рис. 2).
VUV АО-реактор реализован с использованием генераторов озона и радикалов ОН*. Для генерации окислителей в нем применены кварцевые ксеноновые лампы с барьерным разрядом, которые за счет особой конструкции позволяют облучать воду и воздух вакуумным ультрафиолетом и производить озон и радикалы ОН*, с их последующим растворением и эжекцией в обрабатываемую воду.
Поступающая на станцию вода с загрязнениями прокачивается через несколько зон генерации О-радикалов, в которых последовательно растворяется озон и перекись водорода, и которые облучаются ультрафиолетовыми ксеноновыми и ртутными лампами. Таким образом, разложение РСЕ и ТСЕ осуществляется по всему окислительному тракту станции.
Исследования проведены в режиме рециркуляции с полным объемом воды в лабораторной установке - 80 л. Производительность установки по деструкции РСЕ (~ 20 мкг/дм3) - около 0,4 м3/час.
Результаты проведенных лабораторных исследований (рис. 3) подтвердили эффективность технологии и позволили спроектировать и опробовать пилотную установку в г. Троицке в условиях, приближенных к реальному режиму эксплуатации.
В ходе пилотных испытаний были оптимизированы и отлажены режимы окисления. Кроме того, анализ исход ной воды на наличие химических элементов показал наличие атомов брома с концентрацией на уровне 0,054 мг/дм3, что увеличивает вероятность образования в обработанной воде броматов (побочных продуктов реакции озона с бромид-ионами). Установленный ПДК броматов в питьевой воде составляет 0,01 мг/дм3. В связи с этим были проведены измерения концентрации броматов в обработанной воде в проточном режиме работы пилотной установки при различных режимах окисления. Во всех случаях на выходе из установки концентрация броматов была ниже предела обнаружения < 5 мкг/дм3.
В июле 2013 года на скважинах МУП «Водоканал» г. Троицка была запущена в эксплуатацию автоматизированная установка по очистке питьевой воды от трихлорэтилена и тетрахлорэтилена производительностью 40 м3/час, а в ноябре 2013 года - установка производительностью 60 м3/час (рис. 4, 5).
Установки обеспечивают удаление ТСЕ и РСЕ во всем интервале годовых колебаний концентрации (0,006-0,05 мг/дм3) до концентрации, соответствующей пределу обнаружения используемой методики измерения (<0,001 мг/дм3) (таблица 2).
Рабочий режим установок предполагает очистку воды от РСЕ и ТСЕ до концентраций, соответствующих ПДК согласно требованиям ГН 2.1.5.1315%03 % 0,005 мг/дм3. Это первые в России установки такого типа, использующиеся в системе городского водоснабжения.
Выводы:
1. Предложенная технология является эффективным способом, позволяющим снизить концентрации РСЕ и ТСЕ до пределов обнаружения использованных методик измерения (<0,001 мг/дм3).
2. Использование генераторов ОН-радикалов на основе ультрафиолетовых эксимерных ксеноновых ламп совместно с ультрафиолетовыми установками на базе ртутных ламп низкого давления позволяет создавать модульные установки производительностью масштаба 100 м3/час.
3. Использованный метод деструкции РСЕ и ТСЕ не создает в воде токсичных побочных продуктов окисления, в частности, броматов с концентрацией, превышающей пределы обнаружения используемой методики измерения (< 0,005 мг/дм3).
Журнал «Вода Magazine», №3 (91), 2015 г.