Общий объем инвестиций в проекты по модернизации систем теплоснабжения на территории Омской области составит порядка 100 млн. руб.
О том, что уже сделано для повышения эффективности теплового хозяйства и что предстоит сделать, журналу «Вода Magazine» рассказывает заместитель председателя правительства, министр строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области Станислав Гребенщиков.
- В каком состоянии находится тепловое хозяйство Омской области?
- В 2014 году в соответствии с требованиями федерального закона «О теплоснабжении» Министерством строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области совместно с муниципальными образованиями была проведена работа по анализу показателей надежности систем теплоснабжения поселений и городских округов нашего региона. По итогам этой работы 36% систем теплоснабжения признаны высоконадежными и надежными, 45% - малонадежными, 19% - ненадежными.
- Какие мероприятия осуществляются с целью совершенствования систем теплоснабжения?
- На восстановление и модернизацию основных фондов жилищно-коммунального комплекса для обеспечения его устойчивого функционирования из консолидированного бюджета и средств предприятий ежегодно направляется порядка 3-4 млрд. руб., в том числе в рамках подготовки к отопительному периоду и реализации государственных программ. Каждый год проводятся работы по реконструкции и строительству порядка 80-100 км тепловых и водопроводных сетей, 50 теплоисточников.
- Как строится работа по модернизации теплового хозяйства?
- В основу модернизации положен комплексный подход. Упор делается на расчет экономической эффективности работы теплоисточников и надежность теплоснабжения. С учетом этого основными направлениями развития систем теплоснабжения являются:
- модернизация имеющих отрицательный финансовый результат теплоисточников, обслуживаемых предприятиями, которым установлен льготный тариф;
- оптимизация систем теплоснабжения с закрытием нерентабельных котельных, переводом всех или части потребителей на индивидуальное газовое, печное или электроотопление и строительством локальных котельных для отопления объектов социальной сферы, углубление «спутниковых» водопроводов;
- замена ветхих тепловых сетей с использованием современных видов трубной продукции и технологий прокладки.
- Сколько объектов теплоснабжения было построено и реконструировано в 2014 году?
- В 2014 году в рамках государственной программы Омской области «Создание условий для обеспечения граждан доступным и комфортным жильем и жилищно-коммунальными услугами в Омской области» были реализованы мероприятия по строительству и реконструкции двух объектов теплоснабжения в Нижнеомском районе, четырех - в Одесском, одного - в Павлоградском районе. В целях реализации комплексного подхода по модернизации системы теплоснабжения муниципальным образованиям выделяются субсидии в рамках государственной программы Омской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Омской области» на реконструкцию водопроводных сетей, проложенных совместно с тепловыми сетями. За счет средств местных бюджетов в 2014 году были выполнены работы по строительству модульных котельных для отопления объектов социальной сферы в Тарском и Тюкалинском районах, по реконструкции котельных с заменой котлов в Большереченском, Большеуковском, Знаменском, Колосовском, Саргат-ском, Тевризском, Тарском и Тюкалинском районах, в том числе с переводом на дрова.
Следует отметить, что при решении вопроса оптимизации теплового хозяйства приходится прибегать и к непопулярным мерам, таким как децентрализация теплоснабжения с отключением потребителей. На сегодняшний день это один из самых действенных способов оздоровления убыточных предприятий. Но, разумеется, при условии, что качество предоставляемой услуги снижаться не будет.
В прошлом году за счет средств местных бюджетов были реализованы мероприятия по переводу потребителей на индивидуальное газовое или электроотопление с закрытием нерентабельных котельных:
- на ст. Черлак закрыта нерентабельная угольная котельная с переводом многоквартирного дома и частного сектора на электроотопление;
- в г. Калачинске закрыта котельная №18 с переводом двух многоквартирных жилых домов на индивидуальное газовое отопление;
- в с. Красный Яр, с. Шипицино и с. Ингалы Большереченского района закрыты аварийные убыточные котельные, население переведено на электроотопление.
- Какое место в финансировании проектов теплоснабжения занимают внебюджетные источники?
- Привлечение внебюджетных инвестиций является основным вектором развития теплового хозяйства. В 2014 году в рамках инвестиционных программ предприятиями жилищно-коммунального комплекса Омской области - МП города Омска «Тепловая компания», АО Омский филиал «ТГК №11» - реализован ряд проектов, направленных на развитие и техническое перевооружение систем теплоснабжения и энергетики. АО Омский филиал «ТГК №11» реализовало инвестиционные проекты по реконструкции паровой турбины с генератором №13 на Омской ТЭЦ-3 и реконструкции паровой турбины №1 на Омской ТЭЦ-5. Цель проекта - усовершенствование оборудования и внедрение новых технологий. Результат реализации проектов - замена и реконструкция морально и физически устаревшего оборудования с увеличением электрической нагрузки турбоагрегата. МП города Омска «Тепловая компания» в рамках программы технического перевооружения теплоэнергетического оборудования осуществило газификацию котельной по ул. 19 Марьяновская - последней муниципальной котельной в Омске, работающей на мазуте. Это позволило повысить надежность теплового источника, сократить затраты на топливо и создать резерв технологических мощностей для развивающейся инфраструктуры городского микрорайона Порт-Артур.
Хочется особо отметить реализованный проект в п. Степной. Дело в том, что в последние годы вопрос надежности теплоснабжения потребителей в этом поселке при эксплуатации мазутной котельной РЭУ «Новосибирское» стоял очень остро. В течение последних пяти отопительных периодов МП г. Омска «Тепловая компания» устраняла многие аварийные ситуации в котельной. С учетом этого в 2014 году принято решение о строительстве газовой котельной. В течение трех месяцев МП г. Омска «Тепловая компания» совместно с ЗАО «Омский завод инновационных технологий» возвело современную модульную газовую котельную мощностью 8,26 Гкал/час с возможностью расширения блоков котельной до установленной мощности 15 Гкал/час. Кроме того, осуществлена реконструкция системы автоматики на котельной по ул. 4-я Ленинградская, гарантирующая надежную работу теплоисточника и позволяющая исключить при эксплуатации оборудования «человеческий фактор».
- Как организуется работа по привлечению внебюджетных инвестиций на уровне региона?
- При Министерстве строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области функционирует рабочая группа («Проектный офис») по модернизации жилищно-коммунального комплекса региона. Основными задачами проектного офиса являются привлечение внебюджетных инвестиций в инвестиционные проекты по модернизации жилищно-коммунального комплекса муниципальных районов, содействие реализации инвестиционных проектов и совершенствование механизмов привлечения инвестиций. Благодаря организованной работе в 2014 году реализован ряд проектов с участием инвесторов:
- по установке угольных автоматизированных котлов в Любинском районе (с. Казанка и с. Тавричанка) и Кормиловском районе (с. Черниговка, с. Веселый Привал, с. Сосновка с. Новоселье);
- по переводу на газ мазутной котельной в с. Гауф Азовского района;
- по строительству и реконструкции газовых модульных котельных в Таврическом районе (с. Карповка, ст. Стрела и с. Веселые рощи) и Исилькульском районе (в общей сложности 9 котельных в г. Исилькуль, с. Боевое и с. Гофнунгсталь);
- по переводу теплоисточников на биотопливо - дрова, пеллеты в Муромцевском и Большеуковском районах.
Общий объем привлеченных инвестиций составляет порядка 100 млн. руб.
В 2015 году продолжена работа по развитию и модернизации систем теплоснабжения в рамках государственных программ Омской области, муниципальных программ и за счет внебюджетных инвестиций. На реализацию мероприятий по модернизации (реконструкции) объектов теплоснабжения планируется направить 65 млн. руб. областных средств.
- Как отбирается техника и оборудование при реализации проектов по модернизации объектов теплоснабжения?
- Современные тенденции в ЖКХ требуют внедрения инновационных технологических и управленческих решений. Поэтому мы ориентируемся на современные технологии и оборудование. В качестве примера можно назвать реализацию проектов в Любинском муниципальном районе. В 2014 году в с. Таричанка и с. Казанка этого района за счет внебюджетных источников финансирования были введены в эксплуатацию две автоматические угольные блочно-модульные котельные «Терморобот» мощностью 0,3 и 0,6 МВт соответственно. Для дистанционного управления котельной разработана система диспетчеризации. Уголь и механизмы находятся внутри закрытого утепленного контейнера, что обеспечивает положительную температуру внутри работающей установки и позволяет котельной работать в любых погодных условиях. Котельная имеет бункер под топливо объемом 5 м3 (около 4 тонн), что позволяет работать котельной в автоматическом режиме от 2,5 до 7 суток. Сравнительный анализ строительства газовых модулей и модульных котельных показал, что газовые модули требуют вложения затрат в два-три раза больше. Общие затраты на строительство подводящих сетей и приобретение модульных котельных составили порядка 5,3 млн. руб., в т.ч. в с. Тавричанка - 1,7 млн. руб., в с. Казанка - 3,6 млн. руб. Для сравнения: на строительство только одного газового модуля в с. Казанка необходимо было бы потратить порядка 9 млн. руб. Годовой суммарный экономический эффект - порядка 1,7 млн. руб. Срок окупаемости проектов составляет 1,5-2 года.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
ГРЕБЕНЩИКОВ Станислав Георгиевич
Родился 1 апреля 1957 года в Барабинском районе Новосибирской области.
В 1979 году окончил Омский политехнический институт по специальности «Машины и технология обработки металлов давлением», в 2003 году - Омскую академию МВД по специальности «Юриспруденция».
После окончания Омского политехнического института работал мастером, затем старшим мастером на заводе им. Октябрьской революции. С 1987 года по 2000 год занимал руководящие должности в системе ЖКХ и различных коммерческих структурах. С 2000 года - директор муниципального хозрасчетного предприятия тепловых сетей и котельных, откуда переведен на должность директора МУП «Теплокоммунэнерго» МУП «Водоканал». C 2002 года - заместитель начальника главного управления жилищно-коммунального комплекса администрации Омской области. В июле того же года переведен на должность начальника департамента управления капиталом АК «Омскэнерго», затем назначен исполняющим обязанности директора филиала ОАО АК ЭиЭ «Омскэнерго» «Тепловые сети». С 2003 года - заместитель генерального директора по сбыту основной продукции - директор филиала ОАО АК ЭиЭ «Омскэнерго» «Омскэнергосбыт». С 2004 года - директор филиала ОАО АК «Омскэнерго» «Тепловое предприятие». С 2005 года - директор МУП «Теплокоммунэнерго» города Омска, затем назначен на должность директора МП города Омска «Тепловая компания». С 2008 года - директор автономного учреждения города Омска «Управление благоустройства Ленинского административного округа», преобразованного в мае 2011 года в бюджетное учреждение города Омска «Управление благоустройства Ленинского административного округа».
Распоряжением губернатора Омской области от 8 июня 2012 года № 104-р назначен на должность министра строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области. Указом губернатора Омской области от 18 июня 2012 года № 56 назначен на должность заместителя председателя правительства Омской области. Распоряжением губернатора Омской области от 9 августа 2012 года № 163-р назначен на должность министра строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области.
За достижения в профессиональной деятельности награжден почетными грамотами администрации города Омска.
Источник: Вода Magazine, №6 (106) июнь 2015 г.