В Краснодарском крае в активную фазу вступило реформирование системы теплоснабжения. В этом процессе важная роль отводится использованию механизма государственно-частного партнерства. За последние годы в регион привлечено более 3 млрд. частных инвестиций, за счет этих средств построено порядка 120 МВт новых тепловых мощностей. Полностью завершить реформирование отрасли теплоснабжения планируется через пять-семь лет.
О том, как реформируется система теплоснабжения региона, где и какие проекты реализуются, как привлекаются частные инвестиции, журналу «Вода Magazinе» рассказывает заместитель министра топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края Андрей Ляшко.
- Что представляет собой теплоснабжающая отрасль Краснодарского края?
- В Краснодарском крае действуют в общей сложности 59 специализированных теплоснабжающих предприятий, которые относятся к разным организационно-правовым формам. Среди них 32 муниципальных унитарных предприятия, 9 акционерных обществ, 17 обществ с ограниченной ответственностью и одно закрытое акционерное общество.
Теплоснабжение обеспечивают более 2,7 тыс. котельных и 3,3 тыс. км тепловых сетей (в двухтрубном исчислении). На разообразном топливе работают - 2267 источников, на жидком топливе - 179, на твердом топливе - 256, на прочих видах топлива 93. В регионе действует 332 тепловых пункта.
Специализированными теплоснабжающими организациями эксплуатируется 1519 котельных, остальные эксплуатируются собственными силами учреждений культуры, здравоохранения, образования и социальной защиты. Практически все объекты теплоэнергетики, эксплуатируемые теплоснабжающими предприятиями, находятся в муниципальной собственности. Установленная мощность котельных теплоснабжающих организаций составляет 6779 МВт, присоединенная нагрузка - 4767 МВт.
Средний коэффициент использования установленной мощности котельных составляет 70%.
- Какие проблемы в этой сфере являются наиболее острыми?
- Самая острая проблема - это, конечно же, уровень износа объектов теплоэнергетики, который в некоторых муниципальных образованиях достигает 90%. Средний коэффициент полезного действия (КПД) котельных составляет 75% при рекомендуемых 90-92%. Износ основных фондов в теплоснабжении существенно повышает стоимость услуг теплоснабжения для потребителей, снижает качество и надежность предоставляемых услуг, увеличивает опасность возникновения аварийных ситуаций на объектах теплоснабжения и подрывает финансовое состояние теплоснабжающих предприятий. Решение этой проблемы является для администрации Краснодарского края первоочередной задачей.
- Как решается данная задача?
- Постановлением губернатора от 12 октября 2015 года № 961 утверждена государственная программа Краснодарского края Развитие ТЭК», одним из разделов которой является подпрограмма «Модернизация систем теплоснабжения», рассчитанная на 2016-2021 гг. Предусмотренный объем финансирования подпрограммы составляет более 120 млн. руб. в год.
В 2016 году за счет бюджетных средств было осуществлено строительство и техническое перевооружение котельных в ст. Кавказской Кавказского района, п. Ахтырском Абинского района, пос. Кубанском Новопокровского района, Отрадненском районе. Суммарный объем новых тепловых мощностей составил 7,95 МВт.
В рамках подпрограммы «Модернизация систем теплоснабжения», например, в Кореновском районе проведена модернизация и техническое перевооружение четырех источников теплоснабжения. Помимо этого, введено в эксплуатацию более 14,5 МВт новых тепловых мощностей, капитально отремонтировано 5,2 км тепловых сетей.
В Павловском районе проведена реконструкция подземной теплотрассы в микрорайоне № 8 ст. Павловской протяженностью 1478 м и стоимостью 7,8 млн. руб., капитальный ремонт теплотрассы СОШ №3 протяженностью 541 м и стоимостью 1,1 млн. руб. Также за счет бюджетных средств осуществлена реконструкция теплотрассы котельной СОШ №2 ст. Павловской протяженностью 482 м и
со стоимостью 2,4 млн. руб.
- Какие мероприятия в рамках подпрограммы «Модернизация систем теплоснабжения» планируется реализовать в нынешнем году?
- В рамках подпрограммы в 2017 году планируется реализовать несколько проектов, предусматривающих установку полностью автоматизированных блочно-модульных котельных.
В частности, в ст. Стародеревянковской Каневского района будут модернизированы три котельные с реконструкцией тепловой сети. Планируется также модернизировать котельные в ст. Новощербиновской Щербиновского района, в г. Белореченске, в ст. Темижбекской Кавказского района, в с. Агой Туапсинского района, в ст. Батуринской Брюховецкого района, в ст. Новосергиевской Крыловского района, в ст. Калниболотской Новопокровского района, в ст. Выселки, в п. Краснофлотский г. Ейска.
- Какое место в планах по повышению надежности и эффективности систем теплоснабжения занимают частные инвесторы?
- Мы отлично понимаем, что справиться с проблемой износа объектов теплоснабжения только за счет бюджетных средств невозможно. С учетом этого привлечение частного капитала к решению этой задачи очень важно для нас. За последние годы в модернизацию отрасли были привлечены частные инвестиции объемом более 3 млрд. руб., введено порядка 120 МВт новых тепловых мощностей в Павловском, Кореновском, Туапсинском районах, в городах Армавир, Геленджик, Кропоткин.
Общеизвестно, что теплоснабжение - это работа, социальная ответственность, благотворительность и все, что угодно, но только не бизнес.
Предприниматели заинтересованы в получении прибыли, но ЖКХ отличается длительным периодом окупаемости вложенных инвестиций. Считается, что срок окупаемости проектов в отрасли составляет в среднем 15-20 лет. Конечно, при таких условиях инвестор скорее придет в жилое строительство или сельское хозяйство, где возвратность обеспечивается гораздо раньше. Инвестор, безусловно, должен быть уверен в условиях, на которых он осуществляет капиталовложение в проект, способах возврата инвестиций и доходности. Для органов власти же, которые стоят на страже интересов граждан, важно, чтобы услуги в сфере ЖКХ оказывались качественно и бесперебойно, а целевые показатели улучшались.
Очевидно, что для привлечения частных средств в сферу теплоснабжения необходимо сократить сроки возврата до 5-7, максимум - 8 лет, совместив интересы частных лиц и органов местного самоуправления и не допустив при этом значительного роста тарифов для населения.
Механизмом такого снижения срока окупаемости является точечное (ограниченное) финансирование модернизации части бъектов по государственной программе за счет краевых и местных средств (они все равно остаются в муниципальной собственности). Подобный механизм также позволит косвенно компенсировать затраты инвестора на погашение просроченных задолженностей за энергоресурсы (по договорам цессии).
Следовательно, наиболее оптимальным и целесообразным становится механизм государственно-частного партнерства, при котором, с одной стороны, отдельные муниципальные объекты точечно модернизируются за бюджетные средства в рамках подпрограммы «Модернизация систем теплоснабжения в Краснодарском крае» государственной программы Краснодарского края.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
ЛЯШКО Андрей ВладимировичРодился 27 октября 1978 года в Кавказском районе Краснодарского края. В
2001 году окончил Кубанский государственный аграрный университет по
специальности «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства».Трудовую деятельность начал в 1999 году в должности менеджер ООО
«Комфорт ЮГ» (г. Краснодар), затем работал менеджером ООО «Электроавтомат»,
инженером службы сбыта электроэнергетики ЗАО «Краснодар-Электро». С 2005
года - начальник сектора, заместитель начальника отдела - начальник сектора,
начальник службы, начальник управления - начальник службы, заместитель
генерального директора по развитию и реализации услуг, советник генерального
директора ОАО «Кубаньэнерго». В 2013 году назначен первым заместителем,
заместителем министра промышленности и энергетики Краснодарского края. С
января 2016 - заместитель министра топливно-энергетического комплекса и
жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края.За достижения в профессиональной деятельности награжден медалью «За
выдающийся вклад в развитие Кубани» II и III степени; почетной грамотой
администрации Краснодарского края. Удостоен почетного звания «Заслуженный
работник топливно-энергетического комплекса Кубани». Имеет благодарность
министерства энергетики РФ за заслуги в развитии топливно-энергетического
комплекса; а также диплом Олимпийского комитета России «За добросовестный
труд и личный вклад в подготовку и проведение XXII Олимпийских зимних игр и
XI Параолимпийских зимних игр в городе Сочи».
Источник: Вода Magazine, №8 (120) август 2017 г.