В развитие системы водоснабжения Токио инвестируются крупные средства. В 2007-2009 гг. на модернизацию производственных мощностей токийского водопровода было выделено 270 млрд. иен (более 2,75 млрд. долларов), из них: 157 млрд. иен - на модернизацию водопроводной сети, 96 млрд. иен - на модернизацию станций водоподготовки, 17 млрд. иен - на развитие объектов водоснабжения. В 2009 году на модернизацию станций водоподготовки направляется 32 млрд. иен, на модернизацию водопроводной сети - 53 млрд. иен, на развитие объектов водоснабжения - 5 млрд. иен. Финансирование осуществляется за счет государственных субсидий, доходов предприятия и заемных средств.
По состоянию на 2003 год общие доходы Бюро по водоснабжению Токио составили 344,2 млрд. иен (порядка 3,5 млрд. долларов), из которых 304,1 млрд. иен пришлись на доходы, полученные в качестве платы за воду. Чистая прибыль компании составила около 69 млрд. иен. В период экономического роста в 80-е годы и некоторое время после этого Бюро по водоснабжению Токио регулярно повышало цену на воду с периодичностью примерно раз в три года. Это было связано с существенным увеличением расходов, вызванных строительством новых производственных мощностей и объектов водного хозяйства (станции водоподготовки, дамбы, каналы, трубопроводы), так как в это время в Токио быстро росло водопотребление. Эти годы были для Бюро по водоснабжению Токио периодом финансового благополучия и стабильности.
К концу 1993 года финансовое положение предприятия стало ухудшаться, расходная часть существенно превысила доходную. Причиной этого стали большие затраты на модернизацию ряда станций водоподготовки, в частности, на внедрение новых методов очистки воды в связи с заметным ухудшением ее качества в поверхностных водоисточниках.
С учетом этого на предприятии была разработана четырехлетняя программа выхода из финансовых затруднений. В рамках реализации этой программы Бюро по водоснабжению Токио в 1994 и в 1997 годах повышало цены на воду. В 2005 году, когда финансовое положение компании стабилизировалось, цены на воду были снижены.
Плата за воду определяется на основании показаний счетчиков. По состоянию на март 2004 года в Токио было установлено около 6,2 млн. водомеров. Согласно существующему законодательству, счетчики должны в обязательном порядке заменяться на новые через каждые восемь лет эксплуатации. Проверку показаний водомеров, как правило, раз в два месяца, проводят сотрудники специально уполномоченных частных компаний. С 1998 года потребители, проживающие в 23 муниципалитетах Токио, получили возможность оплачивать счета за воду не только в банках и в почтовых отделениях, но и в обычных магазинах, а с 1999 года эта услуга стала доступна для всех жителей Токио. С 1993 года стала возможной передача показаний счетчиков с помощью персональных компьютеров.
Тарифы за воду устанавливаются в зависимости от двух факторов: от количества потребленной воды и от величины (диаметра) домовых труб. В соответствии с Законом о питьевом водоснабжении муниципалитета города Токио предусмотрена система скидок для различных категорий граждан, имеющих льготы, а также некоторых учреждений и предприятий. В ряде случаев вода может отпускаться по минимальной цене или даже бесплатно.
В 1997 году власти японской столицы приняли комплексную программу развития токийского водопровода - «Представление о системе водоснабжения Токио в новом столетии - Шаг 21» (Tokyo Waterworks New Century Vision - STEP 21), в которой были намечены основные области развития водного сектора: внедрение усовершенствованных методов водоподготовки на городских станциях (применение озонирования и очистки на фильтрах с биоактивированным углем), модернизация водопроводных сетей и сокращение уровня утечек, создание надежной системы снабжения населения водой на случай землетрясений.
В 2006 году Бюро по водоснабжению Токио обнародовало новую программу - «Основные представления о системе водоснабжения Токио – Шаг II» (Tokyo Waterworks Principal Vision - STEP II). С одной стороны, новая программа является естественным продолжением предыдущей, с другой, в ней появились новые направления. Это:
1. Увеличение подачи воды потребителям (ориентировочно до 6 млн. м3 в 2013 году) и более жесткий контроль качества питьевой воды:
- перевод ряда нормативных показателей из дополнительного списка в основной;
- развитие сети автоматических станций мониторинга и слежения;
- более оперативное и полное информирование жителей о состоянии воды в кранах.
2. Завершение очередного этапа модернизации всех 11 станций водоподготовки в столичном регионе:
- повсеместное внедрение метода усовершенствованной обработки воды и методов компьютерного моделирования;
- создание единой системы магистральных водоводов и трубопроводов большого диаметра, которая позволит соединить в единую сеть основные станции водоподготовки (8 станций) с целью более стабильной подачи воды и обеспечения надежного водоснабжения населения при землетрясениях.
3. Дальнейшее снижение уровня утечек (ниже 3%) и всемерная экономия воды:
- более широкое применение новейших методов детектирования и анализа состояния трубопроводов;
- перекладка трубопроводов с заменой старых труб на новые (стальные и пластиковые);
- использование водосберегающих технологий в промышленности и снижение водопотребления в домах (широкое применение «серой» воды в туалетах, для полива и др.);
- использование альтернативных источников, таких как дождевая вода, а также сточных вод после глубокой очистки не только для производственных, но и хозяйственно-бытовых нужд;
- развитие систем оборотного водоснабжения (подобная система уже действует в столичном муниципалитете Шинжуку (Shinjuku).
4. Проведение работ по повышению сейсмоустойчивости различных объектов водного хозяйства (дамбы, плотины, водопроводные станции, магистральные трубопроводы) и завершение создания единой аварийной службы, сети аварийных резервуаров с питьевой водой, небольших станций водоподготовки для снабжения пострадавшего населения.
5. Улучшение состояния водозащитных лесов и снижение различных видов антропогенной деятельности (жилищное строительство, туризм, прокладка дорог) на территории водосборных бассейнов рек, что должно способствовать повышению качества воды в поверхностных водоисточниках. Законодательное изменение статуса ряда территорий с переводом их в категорию водоохранных с ужесточением доступа.
6. Развитие информационных технологий в водной сфере:
- организация специальных отделов по обеспечению руководителей и специалистов информацией о самых последних достижениях в области водоснабжения и водопользования;
- создание банка данных («банк знаний») всего инженерно-технического персонала, занятого на водопроводных объектах;
- создание «Экспертной системы инженеров водоснабжения» для оперативного обмена опытом и знаниями.
7. Постоянная работа со школьниками и учащимися по разъяснению роли воды в жизни человека и живой природы:
- обязательные экскурсии в рамках школьной программы на станции водоподготовки, на плотину Огоучи, в Токийский городской научный музей воды;
- практическое участие в природоохранной и экологической деятельности (санация водосборных территорий, участие в крупномасштабных городских акциях по экономии воды и сохранению водозащитных лесов).
Особое место в программе развития токийского водопровода занимает создание системы объединенного управления питьевым водоснабжением Токио. Следует отметить, что эта проблема в той или иной степени актуальна для многих регионов Японии. Она обусловлена сокращением численности населения в Японии и усиливающимися интеграционными процессами.
В 2000 году в Японии насчитывалось 3232 муниципалитета (города, населенные пункты и деревни), обслуживанием которых занимались 1958 крупных водопроводных станций и 8979 водопроводных станций местного масштаба. В 2006 году на японской административной карте остался всего 1821 муниципалитет, а количество водопроводных станций сократилось до 1602 и 7794 соответственно. С учетом этого правительство Японии приняло в 2004 году национальную стратегию развития водопроводного хозяйства, одним из основных положений которой является развитие систем водоснабжения, охватывающих большие территории. Пилотным проектом в рамках реализации данной стратегии стала японская столица.
Система водоснабжения Токио охватывает в общей сложности 46 муниципалитетов и городов, два населенных пункта, в которых проживают более 12,37 млн. человек. Площадь обслуживаемой территории составляет около 1,223 тыс. км2, ежегодный объем подачи воды - более 1,6 млрд. м3, протяженность распределительной сети - около 25,5 тыс. км. Система водоснабжения Токио состоит из двух зон - столичной зоны (городская зона) и зоны Тама (пригородная зона), которые в значительной степени разобщены.
Столичная зона охватывает 23 муниципалитета («специальные районы») с населением 8,6 млн. человек. Площадь обслуживаемой территории - 621,8 км2, ежегодный объем подачи воды - 1,17 млрд. м3, протяженность распределительной сети - более 15,9 тыс. км. В зону Тама входят 23 города и два населенных пункта, в которых проживают около 3,8 млн. человек. Площадь обслуживаемой территории - 600,8 км2, ежегодный объем подачи воды - 428,3 млн. м3, протяженность распределительной сети - более 9,5 тыс. км.
До 1973 года в управлении водопроводной сферой японской столицы царило двоевластие или даже многовластие: в зоне Тама за систему водоснабжения конкретного города или населенного пункта полностью отвечал соответствующий муниципалитет, а за всю столичную зону - Бюро по водоснабжению Токио. В течение 1973-2003 гг. Бюро получило ряд полномочий по управлению системой водоснабжения каждого из 25 городов и населенных пунктов зоны Тама. Однако этого оказалось недостаточно.
В зоне Тама находятся 216 различных объектов водопроводного хозяйства: 66 станций водоподготовки, 85 водопроводных станций; 65 насосных станций и узлов. Здесь до сих пор сохраняются зоны водоснабжения, ограниченные границами муниципалитетов; существует значительное количество устаревших объектов водоподготовки и водоснабжения, мощности которых используются нерационально; главные магистральные водоводы не объединены в единую сеть; на ряде объектов не внедрены современные производственные процессы.
В связи с этим Бюро по водоснабжению Токио приняло программу «Интеграция объектов водопроводного хозяйства в районе Тама». Планируется, что до 2012 года система водоснабжения в 15 городах и населенных пунктах в зоне Тама перейдет под управление Бюро по водоснабжению Токио, а после 2012 года Бюро будет полностью осуществлять управление водоснабжением в масштабах всего Большого Токио (столичная зона и зона Тама). Предполагается, что к этому времени количество обслуживаемого населения составит 12,134 млн. человек, площадь обслуживаемой территории - 1,223 тыс. км2, ежегодный объем подачи воды - 1,625 млрд. м3, протяженность распределительной сети - 25 тыс. км.
Программа «Интеграция объектов водопроводного хозяйства в районе Тама» преследует три цели:
- улучшение управления водным хозяйством;
- улучшение работы с потребителями;
- улучшение функционирования системы водоснабжения.
Улучшить управление водным хозяйством планируется за счет внедрения новой системы управления, предполагающей широкое применение модели государственно-частного партнерства. Для этого проведена классификация задач, решаемых в сфере водоснабжения. Все задачи, которые необходимо решать в этой сфере, разбиты на категории:
1. Центральные задачи. Решение этих задач находится в компетенции Бюро по водоснабжению Токио.
2. Дополнительные задачи. Решаются специально организованными отделами под контролем Бюро по водоснабжению Токио.
3. Периферийные задачи. Решаются частными компаниями и субподрячиками.
С целью улучшения работы с потребителями в 2006 году был создан Центр по обслуживанию потребителей зоны Тама. Это центр обработки звонков (вызовов) с последующей централизованной обработкой обращений и заявлений, поступающих из 25 муниципалитетов (городов и населенных пунктов). Для обслуживания клиентов создано 12 диспетчерских пунктов. Центр по обслуживанию потребителей работает с понедельника по субботу с 8 час. 30 мин. до 20 час. 00 мин. Сообщения об утечках воды и прорывах трубопроводах принимаются круглосуточно, включая выходные и праздничные дни. В Центр в среднем ежедневно поступает от 1500 до 4000 звонков. Один оператор обслуживает за смену до 150 человек.
Для улучшения функционирования системы водоснабжения предусмотрена реализация следующих мероприятий:
- более рациональное использование служебных территорий;
- модернизация подающих станций;
- сооружение соединительных водоводов и магистральных трубопроводов;
- внедрение методов централизованного и дистанционного управления основными операциями на станциях водоподготовки, на подающих и насосных станциях и других объектах водоснабжения.
Более рациональное использование служебных территорий предполагает их значительное сокращение. В настоящее время используется 155 служебных территорий, из которых 49 территорий на крупных объектах водоподготовки (подача воды в среднем = 10 тыс. м3/день), 24 - на средних объектах (подача воды в среднем < 10 тыс. – 3 тыс. м3/день) и 82 - на малых объектах водоподготовки (подача воды в среднем < 3 тыс. м3/день). Планируется уменьшить общее их количество до 113 (до 47, 12 и 54 соответственно).
Модернизация подающих станций осуществляется по следующим направлениям:
- укрепление конструкций, находящихся в эксплуатации станций, либо строительство новых станций;
- проведение комплексного изучения отдельных конструктивных элементов станций для оценки их сейсмоустойчивости; в случае необходимости проведение работ по их укреплению;
- интеграция и укрупнение отдельных подающих станций, имеющих малую или недостаточную производительность.
В настоящее время ведется прокладка основного магистрального водовода Тама Кьюрю диаметром 1500 мм общей протяженностью 31,2 км. Строительство первой очереди водовода длиной 12 км осуществлялось в 1997-2005 гг., в рамках которой были построены две новые станции водоподготовки. Строительство второй очереди магистрального водовода (протяженность - 19,2 км) планируется завершить в 2010 году.
По оценкам экспертов Бюро по водоснабжению Токио, реализация программы «Интеграция объектов водопроводного хозяйства в районе Тама» позволит сократить количество сотрудников компании с 1400 до 1100 человек, уменьшить ежегодные расходы на 4 млрд. иен (более 40 млн. долларов). Предполагается также, что благодаря этому в целом существенно повысится эффективность управления водным хозяйством японской столицы, а опыт преобразований в Токио окажется востребованным другими городами.
В структуру Бюро по водоснабжению Токио входит Центр по контролю качества воды, который тщательно следит за состоянием питьевой водой в водопроводных кранах и осуществляет круглосуточный мониторинг ее качества. Центр имеет сертификат ISO/IEC 17025, что свидетельствует о полном соответствии применяемых аналитических методов международным стандартам. Помимо ежедневных анализов ежемесячно проводятся расширенные физико-химические, бактериологические и биологические исследования в 40 местах (реки, водохранилища, станции водоподготовки, и др.). На каждой из 11 действующих станций водоподготовки выполняются расширенные тесты воды на разных стадиях очистки. Каждый год принимается план по изучению качества воды, в котором приводятся все параметры, требующие проверки, и определяется периодичность проведения тех или иных анализов. Результаты один раз в квартал публикуются в Интернете.
Для изучения воздействия различных методов обработки воды на её качество создан специальный исследовательский центр на базе водопроводной станции Тамагава, которая в настоящее время выведена из эксплуатации и не участвует в водоснабжении Токио. Использование действующих мощностей станции даёт уникальную возможность моделировать в реальных условиях различные процессы водоподготовки и проводить разнообразные эксперименты. Центр позволяет также проверять работу новых устройств и механизмов, таких как фильтры с биоактивированным углём, озонаторы, дозаторы для введения в воду химических реагентов и др.
В Токио установлены и надёжно работают 123 автоматические станции мониторинга воды в различных точках распределительной водопроводной сети. Они служат для постоянного контроля остаточного хлора и ряда других веществ в воде. Помимо стационарных постов мониторинга, специалисты Центра по контролю качества воды постоянно проводят выборочные проверки с помощью мобильных лабораторий. Специально оборудованные автомобили осуществляют отбор проб воды в реках и водохранилищах, а также исследуют качество воды в отдельных зданиях, магистральных трубопроводах, на распределительных узлах и т.д. В случае возникновения угрозы ухудшения качества воды или при поступлении жалоб от жителей на неприятный запах или странный цвет и вкус воды мобильные лаборатории выезжают в указанные районы, чтобы на месте сделать первичные анализы.
Однако, несмотря на все предпринимаемые усилия Бюро по водоснабжению Токио, опросы показывают, что более 30% потребителей не до конца удовлетворены качеством воды. Недовольство жителей Токио вызывают в основном периодически появляющиеся неприятные запахи, неестественный вкус, изменение цвета. В связи с этим Бюро разработало свою собственную целевую программу по улучшению органолептических показателей воды. Сотрудники водопроводных служб должны более строго следить за содержанием в воде трихлорамина и остаточного хлора, из-за которых появляется запах хлора, а также ряда органических соединений, вызывающих неприятный привкус. Кроме этого, предполагается более жёстко нормировать такие вещества как геосмин и 2-метилизоборнеол, которые придают питьевой воде запах плесени.
Фото в открытии материала: funjapan.ru
Александр Литвинов
Журнал «Вода Magazine», №8 (24), 2009 г.