Вода Magazine - Водная стратегия Великобритании (часть первая)

Водная стратегия Великобритании (часть первая)

14.09.2021, 00:01   |   За рубежом
Водная стратегия Великобритании (часть первая)

Департамент охраны окружающей среды, пищевых продуктов и сельского хозяйства (DEFRA) Великобритании разработал правительственную водную стратегию, рассчитанную до 2030 года. Документ включает планы по развитию водного хозяйства на будущее и практические меры, которые будут предприняты с целью обеспечения доступа населения страны к чистой воде. В стратегии рассматриваются все аспекты водопользования - от спроса на воду, состояния водных ресурсов и платы за воду до выбросов парникового газа, до проектирования домов и землепользования.

 

Глава 1. ВОДА В БУДУЩЕМ

В концепции водной политики, рассчитанной на период до 2030 года, представлены планы: улучшения качества окружающей природной среды и сохранения высокого уровня качества питьевой воды; нейтрализации рисков наводнения и береговой абразии с более эффективным управлением поверхностными водами; обеспечения устойчивого использования водных ресурсов и введения справедливой платы за воду; сокращения выбросов парникового газа; внедрения системы непрерывной адаптации к изменению климата и другим воздействиям в водном хозяйстве и среди потребителей воды.

Вода имеет огромное значение для жизни. Она необходима для нашего здоровья, санитарии, сельскогохозяйства, промышленности, транспорта. Наше здоровье и окружающая среда зависят от экологически устойчивого использования воды, а также от эффективной инфраструктуры сточных вод.

Реки и действующие поймы могут удерживать воду на земле, не давая ей добраться до домов во время наводнения. В то же время они создают ландшафт, которым могут наслаждаться люди и где может процветать дикая природа. Защита таких совершенных систем важна для нас и будущих поколений.

Исторически в управлении водными ресурсами основную роль играли вопросы здоровья человека, за которыми следовали вопросы водоснабжения. С течением времени мы получили обширные и эффективные системы чистой и сточной воды. Качество нашей питьевой воды - одно из лучших в мире, и почти вся вода для купания соответствует обязательным стандартам Европейского Союза.

Но, несмотря на это, у нас все еще есть проблемы с качеством природной воды, с инфраструктурой, часть которой относится к викторианской эпохе, существуют трудности с балансом в сфере снабжения и потребления в определенных районах страны. И, конечно, вода в неправильном месте и в неправильное время - это разрушительная сила, что и продемонстрировали нам наводнения.

Мы должны обеспечить устойчивый баланс между водоснабжением и потреблением. Это означает ограничение и даже сокращение расхода воды, в то же время не исключая новую инфраструктуру снабжения. Это означает уменьшение воздействия на окружающую среду от забора, распределения и обработки питьевой воды и воздействия от удаления и обработки сточных вод до того, как вода вернется в природную среду. Это также означает уменьшение негативного воздействия всего диапазона человеческой деятельности на водные ресурсы. Необходимо учитывать потребительские возможности.

Тратить воду значит растрачивать ресурс, доступ к которому ограничен сезонно и по районам, а также это означает растрату энергии, необходимой для доставки, обработки и нагревания воды и для удаления и обработки сточных вод. Мы должны больше ценить нашу воду.

Вода, жилье и изменение климата

Все больше на наши водные ресурсы будут влиять демографическиеизменения и изменения в образе жизни. У правительства имеются амбициозные планы по строительству нового жилья с целью удовлетворения соответствующих потребностей населения. Однако в большинстве случаев такие места находятся в тех районах, где и так уже присутствует сильное воздействие на наши водные ресурсы.

Изменение климата уже является большой проблемой. С учетом того, что в Великобритании прогнозируются повышенные температуры, более сырые зимы и засушливые летние месяцы, более интенсивные атмосферные осадки и более изменчивый климат, мы можем ожидать увеличенияпотребления воды, большего дефицита воды с повышением риска засухи, новых проблем с качеством воды, а также более критических ливневых дождей с высоким риском наводнения. Если мы хотим сохранить наше качество жизни, одновременно защищая окружающую среду, мы должны уже сейчас принимать меры.

Использование воды также влечет за собой выбросы парникового газа, который способствует изменению климата. Эти выбросы исходят от водного хозяйства, в основном от обработки воды, водоснабжения и очистки сточных вод. Мы должны смягчать последствия изменения климата, принимая меры для сокращения этих выбросов, где это возможно. Однако в целом мы уже не можем избежать воздействия, имевшего место в прошлом. Даже если сегодня остановить все выбросы парникового газа, нагревание все равно продлится еще 40 лет, а повышение уровня моря - целый век. В связи с этим необходимы адаптация к изменению климата и смягчение его последствий. Нам нужно убедиться, что во всей водной политике учитывается изменение климата на основании новейших и полных данных.

В настоящее время мы разрабатываем стратегический подход к адаптации, который будет представлен в Акте об изменении климата. В концепции правительственной политики адаптации будет изложена рабочая программа адаптации в Великобритании. С целью обеспечения должной реакции на изменение климата мы будем использовать подход, основанный на принятии соответствующих мер на местах.

Совершенно очевидно, что в одиночку правительство не может внедрить меры, необходимые для адаптации нашего водного хозяйства к изменяющимся климатическим условиям. В этом процессе должны принимать участие все. И если мы будем это делать, мы сможем внедрять инновации и делиться опытом, чтобы гарантировать нашу готовность к будущему.
В настоящем документе представлено четкое направление для Великобритании и изложено видение водного сектора к 2030 году. Работа Программы климатических воздействий в Великобритании, субсидированная DEFRA, будет служить источником информации и помогать формированию этого замысла. Позже выйдет новый свод прогнозов на будущее по изменению климата, UKCIP08, в котором будет установлена вероятность изменений в количестве осадков и других переменных климатических факторов по всей территории Великобритании вплоть до 2100 года.

Эти прогнозы будут общедоступным интерактивным ресурсом с возможностью введения настроек пользователя, предназначенным для помощи специалистам при оценке рисков изменения климата в их деятельности.

В директиве о планировании поизменению климата, опубликованной организацией «Общественность и местное самоуправление» (CLG),существует четкое предписание относительно того, чтобы местные власти в своих действиях учитывали климатические факторы. К директиве будет прилагаться подробное руководство о том, каким образом в региональных планах и стратегиях развития должны учитываться климатические изменения.

Вода в будущем

Стратегия «Вода в будущем» основана на предыдущей водной стратегии «Управляя расходом». Новая стратегия поможет нам реализовать все наши обязательства в сфере воды, в то же время содействуя защите здоровой природной среды, управления всеобщими усилиями для избежания опасного изменения климата.

Стратегия «Вода в будущем» выдвигает на первый план комплексный подход к устойчивому управлению нашими водными ресурсами. Реализация данной стратегии будет иметь социальные, экологические и экономические последствия. Кроме того, мы работаем над организацией мероприятий по стратегическому морскому планированию, управлению и защите окружающей среды. Это позволит нам получить оптимальную экологическую, социальную и экономическую пользу от наших морских ресурсов. У нас также есть развивающаяся стратегия управления рисками наводнений и береговой абразии.

В осуществлении данного замысла значительную роль будет играть ряд документов и мер. К ним относятся:
- Руководство по социальным и экологическим вопросам для Ofwat, проект которого публикуется вместе с настоящей стратегией для обсуждения. В данном руководстве изложены основные социальные и экологические сферы, в которых будет принимать участие Ofwat в качестве экономического регулятора водного хозяйства;
- Заявление об обязательствах, вступившее в силу в декабре 2007 года. Оно объединяет основное законодательство об охране окружающей среды и питьевой воде, применяемое к предприятиям, занимающимся водоснабжением и канализацией. Этот документ предназначен для помощи предприятиям и регулирующим организациям, занимающимся водоснабжением и канализацией;
- Планы управления речными бассейнами, разработанныев соответствии с Базовой директивой о воде 2000/60/EC. В них определяются специальные экологические задачи на уровне районов речных бассейнови меры по их выполнению;
- Планы управления водными ресурсами, которые позволят каждой водопроводной компании планировать, как она будет снабжать потребителей водой вплоть до 2035 года.

В настоящей стратегии излагаются основные приоритеты в водной сфере. Индивидуальные инициативы по вопросам водной политики будут приниматься на основе обсуждения с общественностью. При этом ключе выми критериями будут экономическая эффективность и потребительские возможности, а также воздействие на окружающую среду. Все рассматриваемые в стратегии концепции также будут подвергаться обычному процессу мониторинга и окончательной оценке. Для осуществления этого мы будем работать с партнерами. Результаты таких оценок будут активно распространяться, чтобы можно было понять, что именно работает, где и почему.

Настоящая стратегия - это стратегия для Великобритании. Водная политика и применение директив Евросоюза это перекликающиеся вопросы. Мы продолжаем тесно сотрудничать с нашими партнерами в Уэльсе, Шотландии и Северной Ирландии, в частности, в сфере бассейнов с проходящей через границы водой, таких как реки, озера, прибрежные и грунтовые воды.

Глава 2. СПРОС НА ВОДУ

Спрос на воду сегодня

Доступ к безопасному водоснабжению - основной для нас приоритет. Мы должны эффективно использовать воду и минимизировать потери. Сокращение нерационального использования воды, в частности, горячей, также сокращает наши выбросы парникового газа. Поэтому экономия горячей воды является частью нашей компании в сфере изменения климата.

С 1950-х годов потребление воды в семьях увеличилось вследствие роста населения и изменений способов использования воды дома, и на данный момент потребление воды в семьях составляет более половины всего потребления в коммунальном водоснабжении (рис. 1). В то же время потребление воды промышленным и коммерческим секторами уменьшилось.

Рис. 1. Коммунальное водоснабжение в Англии и Уэльсе (млн. литров в день и %)

Некоторые отрасли, такие как производство электроэнергии, используют воду без изъятия ее из источника, и вода тут же возвращается в окружающую среду, а компании несут ограниченные издержки, связанные с охраной окружающей среды. Однако общий объем забора воды все еще может быть неустойчивым. Нам нужно вести мониторинг и контролировать забор во всех секторах. Забор со стороны сельского хозяйства остается достаточно постоянным на протяжении последних 30 лет, хотя и имеются некоторые региональные отклонения.

Рис. 2. Лицензированный забор воды в Англии и Уэльсе (%)

По оценкам, среднее потребление воды в Англии составляет 150 литров на человека в день, что равно примерно одной тонне воды в неделю. Сравнительным данным по другим странам не всегда можно доверять, но создается впечатление, что многие из них потребляют воды значительно меньше, чем мы (рис. 3). Мы можем существенно сократить расход воды без ущерба нашему качеству жизни или тем функциям, которые выполняет для нас вода.

 

Рис.3. Потребление воды в странах Евросоюза (литров на человека в день)

Около 7% используемой в наших домах воды используется для приготовления еды, а почти треть просто смывается в наших туалетах.

Факторы давления в будущем

В южных и восточных регионах Англии, где дождевые осадки сравнительно небольшие, потребление воды выше, чем где-либо еще. В некоторых районах забор воды выше его уровня устойчивости. С учетом прогнозов по уровню дождевых осадков и потреблению это может привести к тому, что все юго-восточные районы будут классифицироваться как районы с серьезным дефицитом воды (рис. 4).

Рис. 4. Районы с относительным дефицитом воды

По существующему сценарию изменения климата «Интенсивные выбросы» в 2080-х годах количество осадков на юго-востоке снизится летом на 50% и повысится зимой на 30%, тогда как на северо-западе оно может снизиться на 3040% летом и повыситься на 20-25% зимой.

Пока мы не поменяем существующую систему управления водными ресурсами, не изменим наше поведение и не достигнем более низкого уровня расхода воды, мы будем сталкиваться с угрозами как для нашего водного хозяйства, так и для нашей природной водной среды.

Концепция на будущее и ее реализация

Мы не должны думать, что сохранение водных ресурсов - это то, чем могут заняться другие. Правительство, промышленность, компании и каждый отдельный человек - все должны действовать, чтобы снизить расход воды и помочь защите этого уникального ресурса. Это наша солидарная ответственность. Одним из путей реализации настоящей концепции является работа Группы по экономии воды (WSG). Основанная в октябре 2005 года, группа объединяет основные организации водного сектора для разработки мер по снижению бытового потребления воды в Англии.

Бытовое поведение

Нам нужно продвигать более экологически устойчивое поведение. Правительство и отрасль могут упростить защиту водных ресурсов и внедрять соответствующие стимулы, но в основе эффективного использо вания воды лежит осознание личной ответственности. Люди нуждаются в четких рекомендациях по экономии воды, и правительству, со своей сто роны, это нужно соотнести с более широкими мероприятиями по вопросам окружающей среды. Как часть Группы по экономии воды (WSG) Совет потребителей по вопросам водных ресурсов (CCWater) в тесном сотрудничестве с организацией Waterwise координирует развитие долгосрочной национальной стратегии для содействия эффективному использованию воды. Правительство будет продолжать работать с CCWater, Waterwise, другими членами Группы по экономии воды и широким кругом заинтересованных сторон с целью повышения осведомленности потребителей о необходимости экономии воды.

Концепция организации Defra для экологически ориентированного поведения включает в себя лучшее понимание поведения потребителей, личных мотиваций и барьеров, а также деятельности общества в отношении широкого диапазона экологических вопросов. Это поможет установить связь между экономией воды и поведением в других направлениях, таких как энергия, отходы, транспорт и экологически безвредные продукты. Правительство признает важность внедрения мер по устойчивости. С учетом этого была учреждена программа «DEFRA как лидер устойчивости» (DaSL), одним из приоритетов которой является разработка стратегического подхода по решению задач, связанных с устойчивостью, включая расходование воды. В рамках этой программы будет, в частности, распространяться опыт правительственных учреждений по эффективному использованию воды.

Дома и населенные пункты

Чтобы удовлетворить потребительские возможности, нам нужно строить больше домов там, где наибольший спрос. Однако некоторые из таких районов испытывают серьезный дефицит воды, и мы продолжаем работать с Управлением охраны окружающей среды с целью убедиться, что эффективность использования воды учитывается при планировании жилищного строительства.

Мы уверены, что с помощью современных технологий измерения расхода, тарифов и мер по эффективному использованию воды можно к 2030 году сократить расход воды до 130 литров на человека в день. Мы надеемся, что разработки новых технологий и будущие инновации дадут возможность снизить расход до 120 литров.

Трест экономии энергии (EnergySavingTrust) запустил новую Службу зеленых домов, которая пре доставляет услуги универсального магазина через сеть информационных центров в каждом регионе страны с целью обеспечения домовладельцев и съемщиков жилья рекомендациями по эффективному использованию энергии и воды, выработке энергии, сокращению объема отходов и их переработке и экологически ориентированным возможностям туризма.

Правительство также содействует тому, чтобы в школах детям рассказывали об эффективном использованииводы, устанавливали водосберегающее борудование, собирали/использовали дождевую воду.

Измерение расхода

В настоящее время в Англии только у 30% семей установлены расходомеры. Измерение расхода финансово стимулирует потребителей экономить воду, и в связи с этим может способствовать мерам по эффективному использованию и экономии воды. После установки расходомера семьи снижают расход воды примерно на 10%. Введение варьирующихся тарифов, таких как ступенчато пропорциональный тариф и сезонные тарифы, может служить стимулом для дальнейшего снижения расхода воды, но опять же только для семей, установивших расходомеры.

По мере более широкого внедрения расходомеров должны увеличиваться диапазон и гибкость мер, направленных на решение проблем с наличием и качеством воды. Это потенциально очень важный инструмент для обеспечения способности к адаптации водного сектора. С октября 2007 года водопроводным компаниям в районах, где ощущался серьезный дефицит воды, были предоставлены обширные полномочия по расширению мер по принудительному измерению расхода.

Новые здания

Мы работаем над тем, чтобы уменьшить негативное влияние от строительства нового жилья. В совместном программном заявлении Департамента общественности и местного самоуправления (CLG) и организации Defra об эффективном использовании воды в новых зданиях было объявлено о том, что мы внесем изменения в строительные нормы, включив в них требование о минимальном стандарте эффективного использования воды в новых домах на уровне 125 литров на человека в день. Это будет гарантией того, что все новые дома будут оснащаться соответствующими приспособлениями для эффективного использования воды. Новые требования вступят в силу в апреле 2009 года.

Новые жилищные застройки должны быть более эффективными в использовании воды. Дом с отраженным ниже оснащением показывает, как можно достичь уровня 5 технических условий для экологически устойчивых домов (рис. 5).

Потребление воды в таком доме составляет около 80 литров на человека в день, тогда как в стандартном новом доме, построенном сегодня, - 150 литров.

Рис. 5. Дом «Воды в будущем»

Мы обязались улучшать устойчивость правительственных учреждений. В новых офисах организации Defra в Йорке и Алнвике установлены системы сбора дождевой воды для использования ее при смыве в туалетах, а также приспособления для эффективного использования воды. В 2008 году Министерство здравоохранения выпустит руководство по управлению водными ресурсами и эффективному использованию воды, что позволит снизить потребление водопроводной воды и даст возможность опередить план правительства к 2020 году достигнуть использования воды в размере 3 м3 на человека в год.

Организация CLG также опубликовала технические условия для устойчивых домов, национальный стандарт для проектирования и строительства новых домов, устанавливающий три минимальных уровня потребления в использовании воды. Начиная с апреля 2007 года, все жилые дома, построенные на земле английских компаний, и с апреля 2008 года все общественные здания, финансируемые через Жилищно-строительную корпорацию, должны строиться в соответствии с уровнем 3 технических условий. Это означает установление стандарта потребления на уровне 105 литров воды на человека в день, предполагающего внедрение передовых методов использования воды и не требующего повторного использования воды или сбора дождевой воды.

Последнее опубликованное заявление о политике планирования при изменении климата подтверждает, что будут возникать ситуации, когда местным планирующим органам надлежит требовать более высокого уровня строительной устойчивости, чем по государственным стандартам, изложенным в строительных нормах.

Местные требования должны выдвигаться через документы планирования застроек. Любые местные требования должны устанавливаться на основе выполнения государственных стандартов устойчивости зданий.

Организация CLG начала исследования возможностей разработки 36 эксплуатационных стандартов эффективного использования воды для нежилых зданий и служб. Это исключит использование воды в производственных процессах.

Существующие дома

Пересмотренные строительные нормы и технические условия для устойчивых домов будут гарантией того, что новые здания будут значительно более эффективными с точки зрения использования воды.

В то же время Defra, CLG, Управление защиты окружающей среды и другие организации работают над тем, чтобы определить меры, которые можно было бы внедрить для эффективного использования воды в существующих домах. Мы анализируем факты, чтобы определить, какие трудности придется преодолеть при их внедрении и каких затрат это потребует.

Продукты и приборы

От новых жилищных застроек мы ожидаем спроса на экономящие воду продукты, что должно содействовать со временем повышению эффективности повседневных продуктов, использующих воду. Мы проанализируем нормы для водопроводно-канализационной арматуры от 1999 года, которые определяют, например, максимальное потребление воды писсуарами и унитазами, стиральными машинами и т. д.

При пересмотре этих норм также будут учитываться вопросы принудительного исполнения, развития технических стандартов и охраны водных ресурсов, а также аргументы в пользу новых эксплуатационных стандартов для основной водопроводно- канализационной арматуры.

Мы будем продолжать работать со странами-членами Евросоюза над предложениями, касающимися введения минимальных стандартов эффективного использования воды для таких продуктов, как посудомоечные и стиральные машины, через базовую директиву об экодизайне для продуктов, использующих энергию. Мы будем способствовать тому, чтобы то же самое было сделано и для других продуктов, использующих воду.

Предприятия розничной торговли играют существенную роль в воздействии на производителей и промышленность с целью развития более эффективных с точки зрения использования воды продуктов, а также на домовладельцев и съемщиков жилья при принятии ими решения о покупке бытовой техники. Мы будем изучать, как надо работать со всеми цепочками поставок, чтобы способствовать приобретению именно таких продуктов. Запуск Ассоциацией производителей сантехническлй продукции добровольной маркировки эффективных с точки зрения использования воды продуктов - долгожданный проект, который поможет потребителям делать более осознанный выбор при их покупке.

Правительство предпринимает шаги с целью минимизации воздействия на окружающую среду со стороны продуктов, услуг и материалов, потребляемых в Великобритании. Как часть этой работы реализуется про грамма трансформации рынка (МТР) для определения и возможности повышения эффективности использующих воду продуктов, таких как души, посудомоечные и стиральные машины. Например, по оценкам MTP, в 2010 году на слив в туалетах будет уходить около 1900 мегалитров воды в день, однако принятие соответствующих мер, включая введение минимальных стандартов, позволит к 2020 году снизить этот уровень до 1450 мегалитров.

Промышленное и коммерческое использование воды

Вода является ключевым ресурсом для промышленных предприятий и компаний, и почти все из них платят за воду по расходомерам. Это означает, что у них есть финансовый стимул для сокращения объемов используемой воды. Мы намереваемся продолжать работу с промышленностью, чтобы повысить осознание необходимости использовать водные ресурсы более эффективно, и содействовать инициативам по эффективному использованию воды.

Например, на долю пищевой промышленности приходится около 10% промышленного забора воды, еще 10% - из системы коммунально бытового водоснабжения. Стратегия пищевой промышленности по устойчивости (FISS), запущенная в 2006 году для улучшения экономических, экологических и социальных показателей, предусматривает сокращение к 2020 году потребления воды на 20% по сравнению с 2007 годом. Федерация продуктов питания и напитков ответила на это инициативой уменьшить расход воды, а 21 компания, занимающаяся пищевыми продуктами и напитками, недавно обязалась сократить объем воды, который используется при производстве. Мы приветствуем эти действия и способствуем тому, чтобы и другие секторы принимали на себя подобные добровольные обязательства.

Программа Envirowise обеспечила предприятия практическими реко мендациями по различным аспектам эффективного использования ресурсов, включая минимизацию расхода воды, что тут же дало экономию.

Envirowise занялась также отдельными предприятиями. Например, онаоказывает содействие основным коммерческим клиентам компании SevernTrentWater в оценке использования этими фирмами воды.

Envirowise также работала со схемой налоговых льгот при покупке основных средств организации Defra, чтобы поддержать коммерческое инвестирование в технологии эффективного использования воды. Государственная программа промышленного симбиоза (NISP) сопоставила отработанные ресурсы операторов, включая воду, с потребностями других операторов в сырьевых материалах. Работа Группы по экономии воды будет расширена, чтобы проанализировать договоренности о содействии эффективному использованию воды в промышленном и коммерческом секторах и понять, требуются ли дополнительные меры.

Сельское хозяйство

Хотя сельское хозяйство использует всего 1% водных ресурсов, за этим скрываются значительные сезонные и региональные отклонения в части использования воды. В Восточной Англии, например, сельское хозяйство использует 16% забора воды, а в некоторых реках сельское хозяйство использует весь забор воды. Летом ежедневная ирригация может превышать забор для коммунального использования в ущерб населенным пунктам.

В целом изменение климата, вероятно, повысит потребление воды для летней ирригации. Сельскохозяйственная ирригация может увеличиться примерно на 20% к 2020 году и на 30% к 2050 году, тогда как количество дождей уменьшится. Потребление сильно сосредоточено на почвах с несвязным грунтом, песчаных и супесчаных почвах, на востоке Англии, в центральных графствах и на юго-востоке, где осуществляется наибольшая ирригация полевых культур. Такое распределение ирригационного использования соответствует районам с высокой изоляцией и наименьшим количеством дождей. Кроме того, это снабжение требуется во время самой засушливой части года, когда воздей ствие на систему коммунального водоснабжения и на окружающую среду наиболее сильное, а забор грунтовых и поверхностных вод практически одинаков.

Однако изменение методов земледелия, видов или сортов урожая может снизить потребление воды сельским хозяйством, а внедрение новых разработок может помочь грамотному использованию воды. Недавно мы выпустили руководство по передовым методам ирригации и инструментарий по использованию водных ресурсов для производителей сельскохозяйственных культур, а также финансируем исследование по оптимизации водопользования в растениеводстве, уделяя особое внимание селекции, новаторским технологиям орошения и методам ирригации.

Многолетние энергетические культуры в основной своей массе будут потреблять больше воды, чем пищевые культуры, потенциально влияя как на экологию, так и на водообеспеченность водосборного бассейна. Мы финансируем программы селекции для ивы и многолетней бамбукообразной травы рода Miscanthus, чтобы обеспечить возможность устойчивого развития культур для выработки энергии, а также исследование, которое охватывает развитие культур, эффективных с точкизрения использования воды.

Водное хозяйство и регуляторы

Водопроводные компании должны содействовать эффективному использованию воды потребителями.

В августе 2007 года организация Ofwat установила добровольные целевые показатели для водопроводных компаний с целью снижения объемов водоснабжения. Ofwat будет ежегодно отчитываться о выполнении этих показателей, что является временной мерой для получения сведений для будущих решений по целевым показателям и контрольным точкам в соответствии с PR09.

Мы приветствуем добровольные целевые показатели эффективности, установленные Ofwat, и работаем над скорейшей разработкой обязательных целевых показателей. Руководство по социальным и экологическим вопросам способствует тому, чтобы Ofwat учитывала более широкие социальные и экономические выгоды от введения целевых показателей.

Утечки

По сравнению с 1994-95 гг. уровни утечек в Англии и Уэльсе снизились на 33% и сейчас сопоставимы с наиболее низкими показателями в Европе.

Рис. 6. Суммарные утечки в водном хозяйстве, 1994/95-2009/10

Однако пока полностью ликвидировать утечки невозможно, в частности, из-за того, что во многих случаях мы имеем еще викторианскую инфраструктуру. Это означает, что мы будем терять почти четверть всей воды.

Новые технологии и усовершенствованные методы управления должны улучшить обнаружение утечек и ремонт водопроводов, что должно привести к снижению утечек. Из всех потерь воды из-за утечек почти четверть составляют потери через подводящие трубы потребителей. Ожидаемый рост измерения расхода в жилищном секторе и развитие технологий по обнаружению утечек в домах будут содействовать сокращению размеров утечек через подводящие трубы.

В настоящее время большинство водопроводных компаний находятся на экономическом уровне утечки (ELL) - уровне, при котором расходы компании на дальнейшее сокращение утечек превышают затраты на получение воды из альтернативного источника. ELL чувствителен к изменениям в стоимости воды, поскольку водные ресурсы становятся более скудными, поэтому стоимость развития новых источников водоснабжения будет расти, что приведет к снижению ELL.

Удерживание баланса между затратами на экономию воды через сокращение утечек и затратами на развитие новых водных ресурсов помогает обеспечивать поставку воды потребителям наиболее экономически эффективным способом. Сокращения утечек ниже этого уровня нельзя достичь без значительного повышения затрат для потребителей.

Мы были озабочены тем, что существующий подход определения ELL должным образом не учитывал все социальные и экологические издержки. Ofwat недавно проанализировала подход к управлению утечками и представила рекомендации по техническим усовершенствованиям вычисления потребления на душу населения, а также руководство для водопроводных компаний по оценке экологических и социальныех затрат при вычислении целевого показателя утечки. Ofwat предоставит водопроводным компаниям информацию о том, как они должны будут доработать свои методики, чтобы учесть технические рекомендации по вычислению потребления на душу населения и руководство по социальным и экологическим затратам.

Ofwat также исследовала весь спектр альтернатив для ELL, чтобы убедиться, насколько данная методика отвечает необходимым требованиям. Исследование подтвердило, что ELL является надежным методом, при этом было выявлено два подхода для дальнейшего изучения: усовершен ствованный ELL, в большей степени учитывающий социальные и экологические затраты, и «пограничный» подход. «Пограничный» подход подразумевает объединение водопроводных компаний на основании их эффективности управления утечкой и сокращение утечки по мере того, как компании будут стремиться стать лучшими исполнителями в отрасли. Ofwat и Управление охраны окружающей среды назначили проведение дальнейшего исследования жизнеспособности и возможного влияния «пограничного» подхода.

Двусторонний подход

Мы рассчитываем, что водопроводные компании будут применять двусторонний подход к водоснабжению и потреблению, оценив влияние изменения климата и других факторов на их коммерческую деятельность. Водопроводные компании должны рассматривать весь спектр возможностей для сокращения потребления воды. В тех случаях, когда запланированные сокращения потребления являются необоснованными или невыгодными с точки зрения затрат, водопроводные компании также должны прибегать к другим вариантам снабжения, таким как водохранилища. Каждый вариант имет плюсы и минусы, риски и факторы неопределенности, поэтому каждой водопроводной компании нужно найти наиболее устойчивый и экономически выгодный баланс мер.

Такие же принципы применяются и к другим потребителям воды. Запланированные вспомогательные меры по потреблению должны учитываться при принятии решений об увеличении водоснабжения.

Глава 3. ВОДОСНАБЖЕНИЕ

Водные ресурсы сегодня

Вода, которую мы пьем и используем в сельском хозяйстве и промышленности, поступает из трех основных источников: водохранилищ, рек и подземных водоносных слоев. Каждый год из этих источников воды забирается около 18 млрд. тонн воды, из которых около 6 млрд. тонн поступает в коммунальную сеть водоснабжения, 9 млрд. тонн используется для производства электроэнергии, 2,1 млрд. - в промышленности, 0,2 млрд. - в сельском хозяйстве. На рис. 7 приведены данные по забору воды для коммунального водоснабжения по регионам страны.

Рис. 7. Забор воды для коммунального водоснабжения по регионам (лицензированный водозабор, 2005 г.)


Людям кажется, что вода - неограниченный ресурс. Даже после почти двухлетней засухи на юго-востоке летом 2006 года в наши краны постоянно поступала вода. Однако в действительности водные ресурсы не бесконечны, и бесперебойное коммунальное водоснабжение было сохранено только в результате ограничений. Несмотря на это, третья засушливая зима может принести серьезные проблемы для многих.

Чтобы удовлетворить потребности в воде, мы забираем воду в некоторых регионах уже экологически неустойчиво, что способствует ее дефициту. Это может иметь серьезные экологические последствия. Снижение водоносности и уровней рек может сократить и даже прервать поступление воды в дома и окружающую среду, а также уменьшить объем кислорода, необходимый для выживания водных растений и животных. Это может уничтожить болота, принести ущерб биологическому разнообразию и противопаводковой защите. Это также может повысить риск наводнения во время мощных дождей.

Уменьшение воды в окружающей среде также сокращает способность рек к растворению загрязнений, приводя к плохому качеству, а в некоторых случаях к скверному запаху воды, что повышает требования к обработке воды для питьевых целей. На это затрачивается много электроэнергии, что приводит к увеличению выбросов парникового газа.
Факторы давления в будущем
Установлено, что негативное воздействие на наши водные ресурсы будет увеличиваться. Ожидается, что изменение климата сильно ухудшит ситуацию из-за более засушливого, жаркого лета и более интенсивных и нерегулярных зимних дождей, а также пониженного уровня водоносности некоторых рек даже зимой. Кроме того, повышающиеся температуры и изменяющийся характер осадков, вероятно, изменят потребление воды населением. В связи с этим защита и даже улучшение наших водных ресурсов являются жизненно важным вопросом.

Концепция на будущее и ее реализация

Стратегический подход – выдача разрешений на забор воды.

Принципиальным механизмом для достижения устойчивого управления водными ресурсами и их развития является система Управления охраны окружающей среды по лицензированию забора воды. Эта система была введена в 1960-х годах и недавно была усовершенствована через поэтапное выполнение закона о воде 2003 года. Как правило, выдача лицензий на забор воды из рек и водоносных слоев нужна там, где объем забора превышает предельное значение на 20 м3 в день. При существующем режиме лицензирования права на забор могут передаваться или разделяться.

Анализ конкурентной борьбы в сфере воды должен показать, можно ли изменить систему так, чтобы в дальнейшем упростить этот процесс. По историческим причинам многие лицензии были выданы с сохранением силы до тех пор, пока не будут аннулированы, поэтому их нельзя легко изменить. Все лицензии, выданные с октября 2001 года, имели ограниченный срок действия. Существует презумпция возобновления, то есть по истечении срока действия лицензии выдается новая лицензия при условии сохранения необходимости в заборе воды, ее эффективного использования и допустимых воздействий на окружающую среду от забора воды.

Нам нужно обеспечить эффективное распределение водных ресурсов, чтобы справиться с ожидаемым влиянием изменения климата и достигнуть целей в сфере качества воды.

Мы будем консультироваться по вопросу дальнейших изменений режима лицензирования. Дело в том, что в рамках третьего периода планирования управления речными бассейнами, охватывающего 2021-2027 г., для всех лицензий на забор воды должно быть установлено ограничение по времени. Предполагаемый срок подразумевает, что пользователи будут иметь достаточно времени, чтобы откорректировать свою деятельность. Ограничение по времени даст возможность Управлению охраны окружающей среды на регулярной основе производить переоценку воздействия на каждый водный объект в соответствии с потреблением воды и учитывать данные об изменении климата, чтобы удостоверяться, что окружающая природа защищается удовлетворительно. Это поможет нам улучшить использование воды в тех районах, где существует ее дефицит, позволит перераспределить исторически сложившиеся зоны потребления водных ресурсов, а также даст возможность новым организациям, занимающимся забором воды, получить доступ к водным ресурсам.

Мы попросили Управление охраны окружающей среды принять соответствующие меры, используя установленный законом механизм, в отношении заборов воды, негативно воздействующих на окружающую среду. В частности, программа восстановления экологически устойчивого забора воды предназначается для работы с такими воздействиями на участки Natura2000 и зоны особого научного интереса.

Стратегический подход и планы управления водными ресурсами

Водопроводные компании составляют планы управления водными ресурсами (WRMP) на 25 лет. Такие планы требуются по закону с апреля 2007 года и теперь будут вынесены на общественные слушания. Следовательно, это даст возможность более широкого обсуждения вопроса о том, как мы должны обеспечить и сохранить экологическую устойчивость водоснабжения, и поможет найти оптимальное сочетание управления потреблением с развитием новых ресурсов. Первые общественные слушания пройдут в этом году, а итоговые планы будут опубликованы летом 2009 года. Такие планы будут очень важны для нашей работы, так как они будут включать в себя планирование текущего и будущего потребления, основанного на анализе изменения климата, численности населения и размеров домохозяйств.

Управление охраны окружающей среды выпустило руководство для водопроводных компаний о том, как это должно быть отражено в планах. Эти планы будут включать в себя диапазон факультативных возможностей снабжения и потребления и оценку воздействия каждой из них с точки зрения выбросов парникового газа. В них также будут определены социальные и экологические издержки различных возможностей.

Мы также приветствуем включение организацией Ofwat долгосрочных планов водопроводных компаний в анализ пределов цен на воду (PR09), а также разработку Управлением охраны окружающей среды новой стратегии по водным ресурсам.

Варианты водоснабжения

Прогнозируемая потребность в большем количестве воды означает то, что мы должны рассмотреть факультативные возможности водоснабжения в стратегическом плане.

Мы не поддерживаем развитие единой государственной системы водоснабжения, так как проведенная Управлением охраны окружающей среды работа показала, что такая система будет экономически неэффективной и крайне энергоемкой. Однако может возникнуть реальная перспектива совместной работы водопроводных компаний над единой базой для местного и регионального водоснабжения, чтобы стабилизировать баланс потребление-снабжение и повысить устойчивость системы водоснабжения к внешним воздействиям за счет более широкого межсетевого взаимодействия.

Водные компании должны рассматривать в своих планах управления водными ресурсами (WRMP) весь диапазон возможностей для разделения водных ресурсов с другими компаниями, чтобы использовать их более эффективно, особенно во времена засухи. В такой диапазон возможностей входят, например, передача больших объемов необработанной воды и, возможно, развитие единых региональных водопроводных сетей для кругового движения воды. На северо-западе, к примеру, существует система, которая позволяет распре делять воду вокруг графств Чешир, Ланкашир и Камбрия, также подобные системы существуют в графствах Девон и Корнуолл.

Морскую и жесткую воду можно сделать питьевой через опреснение, хотя это, вероятно, приведет к высоким финансовым и экологическим издержкам, в особенности с точки зрения выбросов парникового газа. В связи с этим данная возможность должна внимательно изучаться перед внесением в WRMP.

Выдача разрешений, необходимых для сооружения опреснительных установок, будет осуществляться только применительно к каждому конкретному проекту.

Некоторые сферы бытового использования непитьевой воды, например, слив в туалетах и полив садов, можно обеспечить через альтернативные водные ресурсы. Дождевую воду можно собирать в бочки или более крупные резервуары, а воду после ванн, душа и стоки можно использовать повторно. Для многих промышленных процессов не требуетсяобрабатывать воду до питьевого качества.

Стоимость установки резервуара и трубопровода для сбора дождевой воды значительно меньше в новых зданиях, чем в уже существующих, а также в крупных зданиях или мелких поселениях по сравнению с отдельными домами. В связи с этим у застройщиков, владельцев или управляющих компаний существуют реальные возможности для создания локальных хранилищ дождевой воды. Например, системы на сельскохозяйственных объектах для сбора повышенного количества зимних осадков, прогнозируемых с изменением климата, могли бы внести весьма позитивный вклад в баланс снабжения-потребления на фермах в летний период.

Повторное использование воды после душа, ванн и из стоков внутри домохозяйств достаточно осложнено относительно высокой стоимостью приобретения, установки и обслуживания необходимого для этого оборудования. Поскольку для систем повторного использования воды требуется энергия для обработки и выкачивания, мы полагаем, что не следует делать такие типы систем обязательными во всех зданиях. Однако нужно продолжать разработку технологии повторного использования воды. Для повышения доверия к этим технологиям мы будем работать с другими организациями, чтобы разработать стандарты для непитьевого использования воды.

Также может существовать необходимость и в более традиционных возможностях снабжения водой, таких как дополнительные водохранилища. Режим планирования управления водными ресурсами, включенный в разработку государственного программного заявления о водоснабжении и инфраструктуре водоочистки, предусмотренного Актом о планировании, предназначен для ускорения процесса получения разрешений на проектные работы для сооружения водохранилищ. Однако в государственном программном заявлении будет четко установлено, что такие сооружения должны быть оправданы с точки зрения двухстороннего подхода.

Качество питьевой воды

Питьевая вода должна быть безопасной в кранах потребителей. Безопасность определена в законодательстве, которое ориентирует нас на стандарты качества питьевой воды.
Водопроводные компании обязаны проводить анализ проб воды на наличие определенных веществ и организмов. Орган контроля качества питьевой воды (DWI), учрежденный в 1990 году как независимая организация, регулирующая качество питьевой воды, проверяет точность этих анализов и публикует сводку результатов.

Принудительные действия состороны DWI подтвердили, что почти все наше водоснабжение отвечает всем стандартам качества питьевой воды. В 2006 году 99,96% анализов соответствовали требуемому стандарту. Важно, чтобы хорошее качество питьевой воды сохранялось и в будущем.

Способность инфраструктуры к восстановлению и чрезвычайное планирование

Для принятия мер при чрезвычайных ситуациях и для выполнения работы по безопасности, защите и эксплуатационному надзору на своих установках и сооружениях водопроводные компании должны соблюдать требования закона. Они также должны работать с другими организациями для повышения готовности к чрезвычайным обстоятельствам. Правительственная программа определяет опасности, которые могут привести к чрезвычайным ситуациям, включая инциденты, которые водопроводным компаниям нужно учитывать в своих планах на случай чрезвычайной ситуации. Эти планы включают в себя ввод альтернативных источников водоснабжения в случае отключения электропитания. Кроме того, Управление охраны окружающей среды дает консультации по риску наводнениядля водопроводной инфраструктуры.

Необходимо учитывать дальнейшие риски и воздействие наводнений на инфраструктуру водоснабжения и канализации, особенно с учетом последнего наводнения, а также сильную степень влияния более экстремальных погодных условий, которые, вероятно, принесет изменение климата. События июля 2007 года, которые завершились временной потерей водоснабжения из водоочистных сооружений Mythe в Глостершире были поистине чрезвычайными - от этого пострадали около 350 тыс. человек.

Из событий, вызванных наводнением, были извлечены определенные уроки. В частности, правительство одобрило предварительный отчет «Уроки наводнений 2007 года», опубликованный как часть независимого анализа, возглавленного сэром Майклом Питом. Наши ответные меры включают в себя анализ текущего минимального требования по объему воды, который должен быть обеспечен на случай чрезвычайных обстоятельств.

В проекте социального и экологического руководства для Ofwat мы делаем особый упор на то, насколько водопроводные компании выполняют необходимую работу для обеспечения устойчивости системы к стихийным бедствиям и прогнозируемым последствиям изменения климата.

Мы рассматриваем выпуск нового руководства для водного хозяйства в соответствии с руководством по мерам безопасности и чрезвычайным мерам 1998 года.

 

Перевод - Александр Литвинов

Журнал «Вода Magazine», №2 (66), 2013 г.

Просмотров: 4879
Новости по теме
Новости
От первого лица
Генеральный директор ГК "Элма-Астерион" Анастасия Григорьева:
«Самодостаточность России в оборудовании для ВКХ может быть реализована при наличии полной цепочки производства»
ГК «Элма-Астерион» является заметным игроком на рынке насосного и перемешивающего оборудования для работы с коррозионно-активными жидкостями, включая очистку сточных вод. Причем компания -...
Компании
21.02.2025
МУП «Астраханский водоканал» приступило к капитальному ремонту Южных очистных сооружений канализации
МУП «Астраханский водоканал» приступило к работам по модернизации Южных очистных сооружений...
21.02.2025
МУП «Ижводоканал» установит на Камском водозаборе электродвигатели Сафоновского электромашиностроительного завода
МУП «Ижводоканал» в 2025 году заменит на Камском водозаборе два электродвигателя, выработавших...
21.02.2025
ООО «РВК-Тихорецк» модернизирует оборудование на городских водозаборах
ООО «РВК-Тихорецк» в 2025 году планируют заменить 36 насосов на всех водозаборах города, около 5...
Проекты
Новые статьи
Выставки/Конференции