Проект Тульской области «Интеллектуальная система автоматической фиксации объектов дорожной инфраструктуры и ЖКХ» стал призёром IX Всероссийского конкурса региональной информатизации, финал которого проходит на форуме «ПРОФ-IT.2021».
Оборудованный системой видеонаблюдения транспорт фиксирует неисправности на автомобильных дорогах, прилегающей территории или в сфере ЖКХ. Определять признаки всевозможных нарушений стало возможным с помощью модуля искусственной нейронной сети — математической модели, построенной по принципу организации биологических сетей нервных клеток живого организма. Сеть состоит из искусственных нейронов, каждый из которых представляет собой упрощенную модель нейрона. Искусственный нейрон принимает сигналы со многих входов, обрабатывает их единым образом и передает результат на другие искусственные нейроны.
В отличие от классических систем видеонаблюдения, в новом комплексе потоковое видео поступает на размещенный в машине сервер, который построен на архитектуре с применением тензорных ядер, необходимых для одновременного решения множества сложных и разноплановых задач.
В сервер «упакованы» несколько типов нейронных сетей, которые видят пространство вокруг транспортного средства как совокупность кадров и умеют выявлять на них те или иные образы, заложенные в искусственный интеллект в ходе длительного обучения. Похожая технология используется для беспилотного управления в автомобилях Tesla.
Нейросеть комплекса в Туле разделяет видео на кадры, узнает известные ей объекты и события и отмечает их на скриншотах. Результаты в виде списка обнаруженных событий поступают в ядро, где и формируется массив данных: дата и время фиксации, географические координаты, фотоснимок с указанием типа отклонения и другие метаданные.
Информация вместе с видеопотоком отправляется на удалённый сервер в облако «Ростелекома». Всё это происходит в режиме реального времени, а данные — видео, маршрут транспорта с геолокацией и история всех событий с идентификаторами нарушений и скриншотами — доступны заказчикам в личном кабинете, размещенном в облаке. Технология разработана и протестирована на базе продуктового центра компетенций макрорегионального филиала «Центр».
Отличительная черта нового мобильного комплекса в том, что нейронная сеть в режиме онлайн автоматически анализирует состояние объектов, при этом камера снимает, но не записывает видео.
"Мы оборудовали одно транспортное средство, и мы готовы продолжать установку устройств на городской общественный транспорт и коммунальную технику ЖКХ для обследования дворовых территорий", отметил Иван Анашкин, директор филиала "Ростелеком" в Тульской и Рязанской областях.
Критерии отклонений от норматива постоянно меняются, в зависимости от требований можно проводить калибровку и настройку системы. Например, устанавливать более низкий порог срабатывания системы при анализе нарушений. Технологии машинного зрения и искусственного интеллекта позволяют беспристрастно определять состояние любого объекта. Это делает сервис ещё более универсальным, обеспечивая город системой контроля за состоянием улиц и дорог, коммунальной инфраструктуры, в том числе и в зимнее время.
«Специалисты, ответственные за контроль дорожной инфраструктуры, способны проверить лишь небольшое количество объектов. При этом включается человеческий фактор, оценка подчас субъективна: часть неполадок не фиксируется или отражается в неполном объеме. Систему запустили очень вовремя, в прошедшую зиму во время сильных снегопадов. Мы надеемся, что новая технология поможет оперативно решить многие вопросы», — прокомментировал глава администрации Тулы Дмитрий Миляев.
По материалам ПАО "Ростелеком", пресс-службы администрации г. Тулы
Фото: watermagazine.ru