Вода Magazine - В Казахстане разрабатывается новый Водный кодекс

В Казахстане разрабатывается новый Водный кодекс

24.08.2022, 00:01   |   За рубежом
В Казахстане разрабатывается новый Водный кодекс


В Казахстане на разных уровнях проходят общественные слушания по проекту нового Водного кодекса и проекту закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам охраны и использования водных ресурсов».

Разработка нового Водного кодекса является поручением президента Казахстан, и его актуализация внесена в Национальный план развития РК до 2025 года.

По сообщению Министерства экологии, геологии и природных ресурсов РК, новые нормы в водном законодательстве должны стимулировать эффективное водопотребление физическими лицами, аграриями и предприятиями, а также замкнутый цикл водопользования и очистки на предприятиях и в жилищно-коммунальной сфере.

Для решения вопроса неэффективного использования воды предлагается пересмотреть базовую ставку платы в сторону повышения и внедрить дифференцированный подход с применением понижающих коэффициентов в случае использования водопользователем новых водосберегающих и очистных технологий, модернизации имеющегося оборудования и т.д.

Кроме того, рассматривается вопрос о внесении в налоговое законодательство нормы, позволяющей налогоплательщикам относить на уменьшение налогооблагаемого дохода 50% от суммы расходов по внедрению новых водосберегающих, очистных технологий, а также расходов на модернизацию имеющегося оборудования водопользователя в период осуществления таких затрат. Есть предложение о пересмотре подхода к тарифообразованию в области водных ресурсов, чтобы вода получила реальную экономическую стоимость.

Планируется предусмотреть предоставление экономических стимулов по внедрению наилучших имеющихся технологий для экономного использования воды.
Также будут законодательно закреплены полномочия субъектов водных отношений по автоматизации производственных процессов водопользования, учета и мониторинга водных ресурсов, будут созданы правовые условия

для внедрения наилучших IT-решений в отрасль.

В Водном кодексе предлагается закрепить и нормы по осуществлению государственного контроля в области охраны и использования водных ресурсов и проведения профилактических проверок, определению статуса и полномочий инспекторов, вопросов материально-технической оснащенности и социальной защиты должностных лиц, осуществляющих государственный контроль и др.

Вместе с тем в новом Водном кодексе будут предусматриваться полномочия научного центра и его роль в планировании, управлении водными ресурсами и спросом на них. Предложены и меры по обеспечению водной сферы необходимыми кадрами.

Предлагается также закрепить правовое регулирование общественного участия при управлении водными ресурсами и реализации значимых для общества водных проектов на основании Орхусской конвенции, а также организации общественного контроля в сфере водных ресурсов.

Из сферы действия Водного кодекса предложено исключить вопросы, касающиеся обеспечения безопасности гидротехнических сооружений, водоснабжения и водоотведения в жилищно-коммунальном хозяйстве, гидромелиорации земель, предупреждения и ликвидации вредного воздействия вод. Эти вопросы предполагается включить в другие специальные законы.

В целях эффективного и безопасного управления водохозяйственными сооружениями предлагается создать национальную сеть из магистральных водохозяйственных сооружений и систем республиканской собственности. Функции оператора данной сети предполагается возложить на РГП «Казводхоз».

Также планируется пересмотреть текущую модель тарифообразования в отрасли, систематизировать нормы по проектированию, строительству и эксплуатации водохозяйственных сооружений.

Кроме того, предложено рассмотреть и упорядочить вопросы правового статуса подземных вод. Также предлагается внести изменения в Бюджетный кодекс по введению норматива направления средств на мероприятия по охране и воспроизводству водных ресурсов, расширения объектов направления средств от затрат недропользователей на проекты в области водного хозяйства.

Таким образом, новое законодательство должно повысить эффективность государственного регулирования охраны и использования водных ресурсов, а также привести к развитию правовой основы и механизмов реализации единой государственной водной политики.

Как отметил руководитель управления государственного контроля в области использования и охраны водного фонда Комитета по водным ресурсам Министерства экологии, геологии и природных ресурсов РК Марат Аяшев, в настоящее время водные ресурсы Казахстана подвергаются воздействию глобального потепления, временное увеличение таяния ледников скажется на будущих объемах водных ресурсов (наиболее подвержены риску реки на юге страны).

Если в 2000-х годах среднемноголетний речной сток составлял 120 км3, то сейчас он составляет порядка 102 км3. К 2030 году прогнозируется дальнейшее сокращение речного стока до 99,4 км3. При этом уже на современном этапе наблюдается нехватка водных ресурсов. В частности, экономика, в особенности сельское хозяйство, Туркестанской, Кызылординской и Жамбылской областей уже начинают испытывать дефицит водных ресурсов. Имеющиеся водные ресурсы данных областей не покрывают потребности населения и отраслей экономики. В результате забор воды осуществляется в ущерб экологии.

По словам Марата Аяшева, существует зависимость от трансграничных вод, поступающих из Китая, России, Узбекистана и Кыргызстана, и составляющих 44% притока поверхностных вод. Вследствие ускорения экономического и социального развития соседних стран приток по трансграничным рекам сокращается. Наибольшую зависимость от трансграничного стока испытывают южные и западные регионы, где проживают более половины населения страны.

На фоне нарастающего дефицита ресурсов наблюдается неэффективное использование водных ресурсов.

Экономике страны требуется в три раза больше воды на доллар валового внутреннего продукта, чем в России или США, и в шесть раз больше, чем в Австралии. На производство единицы продукции тратится 129 м3 воды, тогда как в США и РФ – 44 м3, в Австралии – 21 м3. Это связанно, в первую очередь, с большими потерями (около 40% поливной воды теряется при транспортировке из-за большой изношенности водохозяйственной инфраструктуры) и использованием водозатратных технологий в отраслях экономики.

Фото: gov.kz

 

Просмотров: 7567
Новости по теме
Новости
От первого лица
Генеральный директор ГК "Элма-Астерион" Анастасия Григорьева:
«Самодостаточность России в оборудовании для ВКХ может быть реализована при наличии полной цепочки производства»
ГК «Элма-Астерион» является заметным игроком на рынке насосного и перемешивающего оборудования для работы с коррозионно-активными жидкостями, включая очистку сточных вод. Причем компания -...
Компании
21.02.2025
МУП «Астраханский водоканал» приступило к капитальному ремонту Южных очистных сооружений канализации
МУП «Астраханский водоканал» приступило к работам по модернизации Южных очистных сооружений...
21.02.2025
МУП «Ижводоканал» установит на Камском водозаборе электродвигатели Сафоновского электромашиностроительного завода
МУП «Ижводоканал» в 2025 году заменит на Камском водозаборе два электродвигателя, выработавших...
21.02.2025
ООО «РВК-Тихорецк» модернизирует оборудование на городских водозаборах
ООО «РВК-Тихорецк» в 2025 году планируют заменить 36 насосов на всех водозаборах города, около 5...
Проекты
Новые статьи
Выставки/Конференции