Вода Magazine - Децентрализованное водоснабжение и водоотведение в Европе: оценка предприятиями-производителями состояния и перспектив рынка (часть вторая)

Децентрализованное водоснабжение и водоотведение в Европе: оценка предприятиями-производителями состояния и перспектив рынка (часть вторая)

25.05.2020, 00:01   |   За рубежом
Децентрализованное водоснабжение и водоотведение в Европе: оценка предприятиями-производителями состояния и перспектив рынка (часть вторая)

Федеральное агентство по защите окружающей среды Германии опубликовало исследование «Политико-экологические аспекты развития рынков инноваций глазами предпринимателей», проведенное по его заказу компанией Roland Berger Strategy Consultans. Исследование основано на опросе представителей 90 компаний из 13 стран Европы. Один из разделов этого исследования посвящен рынку технологий и оборудования для децентрализованного водоснабжения и водоотведения.

В качестве важнейших внешних факторов для успеха инноваций опрошенные предприятия-производители назвали государственные инструменты, готовность общества к принятию новых технологий, а также спрос заказчиков на инновационные технические решения. Кроме того, по мнению предприятий, существует необходимость изменения ситуации в области государственных закупок.

Государственные инструменты были названы предприятиями в качестве важного фактора для успеха инноваций в области децентрализованного водоснабжения и водоотведения. Решающее значение для развития рынка этих технологий имеют инициативы со стороны государства и принятие нормативных документов. Этот фактор предприятия считают недостаточно реализованным. Предприятия хотели бы получить, с одной стороны, правовые и финансовые стимулы к развитию, а, с другой, добиться снятия существующих барьеров в виде правовых ограничений и явных запретов, а также негативных стимулов, таких как государственные субвенции тарифов на воду.

Участники опроса считают также очень важным отношение общества к децентрализованному водоснабжению и водоотведению. С их точки зрения, недостаточное осознание населением необходимости и полезности децентрализованных водных технологий до сих пор остается существенным препятствием для расширения инноваций в этой области.

В качестве важного фактора успеха предприятия-производители отметили государственные закупки. По их мнению, использование децентрализованных технологий в государственных зданиях способствовало бы осознанию населением стоящих проблем и предлагаемых решений, а также росту доверия к новым технологиям, что дало бы импульс для распространения инноваций.

Среди внутренних факторов успеха предприятия-производители особое значение придают наличию квалифицированного персонала, доступу к финансовым ресурсам и инвестициям в исследования и развитие.

Отмечая важность наличия квалифицированного персонала, опрошенные предприятия-производители отмечают, что специалисты, обладающие знаниями и опытом в области децентрализованного водоснабжения и водоотведения, встречаются достаточно редко, поскольку децентрализованное водоснабжение и водоотведение не играют заметной роли в университетской науке. Подготовка инженеров-строителей, как и раньше, ориентировано на строительство бетонных сооружений - классический элемент централизованного водоснабжения и водоотведения. Нехватка квалифицированных монтажников оказывает дополнительное сдерживающее влияние на развитие рынка децентрализованных водных технологий.

Доступ к финансовым ресурсам предприятия оценивают как второй по важности фактор успеха. Для малых и средних предприятий из сферы децентрализованного водоснабжения и водоотведения финансовых ресурсов недостаточно.

Большое значение для изготовителей оборудования для децентрализованного водоснабжения и водоотведения имеет также кооперация с другими предприятиями, поскольку разные технологии тесно взаимосвязаны. В целом участники опроса довольны существующим уровнем кооперации с другими предприятиями.

 Значение и реализация внешних факторов успеха для экологических инноваций

В качестве основного препятствия для инноваций опрошенные предприятия назвали недостаток понимания со стороны потребителей и представителей государства.

Предприятия оценили нормативные акты на национальном уровне в качестве наиболее важного фактора, способствующего развитию децентрализованного водоснабжения и водоотведения. На втором месте - общеевропейские нормативные акты и региональные нормативы. Международные нормативные акты, по мнению предприятий, играют подчиненную роль.

В качестве политического инструмента с наиболее высоким положительным эффектом предприятия-производители назвали Директиву ЕС о сточных водах и отдельные региональные нормативные документы. Политическим инструментом с отрицательным эффектом, с точки зрения предприятий, является принудительное подключение к централизованным сетям, а также запреты на использование бывшей в употреблении воды и дождевой воды внутри дома.

Предприятиям было предложено оценить значение различных политических инструментов и определить потребность в принятии соответствующих мер для каждого из инструментов. В качестве важных политических инструментов предприятия назвали законодательные меры, ориентированные на создание спроса, и государственные закупки.

По мнению опрошенных, законодательные меры имеют огромное значение для успеха инноваций в области децентрализованного водоснабжения и водоотведения. Предприятия-производители заинтересованы в устранении существующих препятствий, имея в виду политико-правовое сдерживание технологий децентрализованного водоснабжения и водоотведения в виде законодательных ограничений и прямых запретов, а также недостаточное государственное стимулирование такой инфраструктуры. Распространенная на сегодняшний день система субвенций тарифов на воду также является, с их точки зрения, большим препятствием для распространения децентрализованного водоснабжения и водоотведения. Одновременно с этим предприятия требуют введения стандартов на обработку сточных вод и осуществления контроля за их соблюдением с целью создания стимула для развития децентрализованного водоснабжения и водоотведения. Кроме того, большое значение, по мнению опрошенных, имеет принятие нормативов качества для подготовленных дождевых и «серых» вод.

Стимулирование спроса на децентрализованные технологии с помощью доплат или налоговых льгот для покупателей является, с точки зрения предприятий-производителей, важным и действенным инструментом для развития рынков этих технологий. Очень успешным является опыт применения инструментов такого рода в некоторых землях Германии, а также в Великобритании. В частности, в Гамбурге, Эссене и в земле Северный Рейн-Вестфалия применялись финансовые стимулы для приобретения систем по использованию дождевой воды, благодаря чему удалось развить рынок этих технологий. Поэтому использование в этих землях таких систем превышает средний уровень по Германии. Опрошенные предприятия хотят, чтобы такое стимулирование продолжалось и усиливалось. По мнению предприятий, государственные и региональные субвенции приобретения инновационных технологий особенно важны в тех странах, где финансовые возможности потенциальных заказчиков ограниченны. К ним относятся новые страны-члены ЕС, а также развивающиеся страны всего мира.

Нынешняя система правового регулирования, как считают опрошенные, представляет собой противоречивую картину. Наряду с многообещающими государственными инициативами, дающими положительный эффект для развития и распространения децентрализованного водоснабжения и водоотведения на глобальном и региональном уровнях, существуют большие политические и правовые препятствия для использования таких технологий.

По мнению предприятий-производителей, очень важным является то, что тема водоснабжения все чаще входит в политическую повестку дня по всему миру. Цель № 7 Программы ООН развития тысячелетия устанавливает, что до 2015 года количество людей, не имеющих доступа к чистой питьевой воде, должно быть сокращено наполовину. Однако реализация этого проекта, в котором децентрализованные технологии могли бы сыграть важную роль, затягивается из-за проблем с финансированием. Это касается, прежде всего, стран Африки, которые не располагают даже самыми минимальными финансовыми ресурсами. Поэтому важным, с точки зрения опрошенных предприятий, является стимулирование таких проектов на международном уровне, в частности, с помощью Всемирного банка.

Как считают опрошенные, современное развитие правового регулирования на европейском уровне оказывает преимущественно положительное влияние на распространение технологий децентрализованного водоснабжения и водоотведения. Очень важный импульс в этом отношении дала Директива ЕС о сточных водах. Цель директивы состоит в снижении загрязнения вредными веществами сточных вод водных ресурсов (реки и грунтовые воды). Директива устанавливает стандарты качества сточных вод, а также методы утилизации. Кроме того, она устанавливает для стран-членов ЕС квоты на обработку сточных вод домовладельцами, в соответствии с которыми все населенные пункты с населением свыше 2 тыс. человек должны были до конца 2005 года перейти на утилизацию сточных вод в соответствии с нормативами ЕС, что соответствовало подключению к системам канализации 90% домовладений. В Германии уровень подключения к канализации составляет 95%, во Франции, Испании и Италии - от 70% до 80%. В то же время опрошенные предприятия обращают внимание на то, что целый ряд стран-членов ЕС не справляются с графиком выполнения Директивы ЕС. По мнению участников опроса, за счет расширения действия нормативов ЕС на новых стран-членов ЕС возникает дополнительный рыночный потенциал для децентрализованных технологий водоснабжения и водоотведения. При этом, по их мнению, в адаптации водной инфраструктуры Восточной Европы важную роль будет играть финансовое стимулирование институтами ЕС. Однако предприятия-производители считают, что действующая практика стимулирования ущемляет децентрализованные технологии. В частности, имеется в виду то, что небольшие населенные пункты в Восточной Европе могут получать от ЕС средства на строительство центральных очистных сооружений и канализационной сети. Но намного сложнее получить такое финансирование на строительство систем децентрализованного водоснабжения и водоотведения.

Заказчиками малых очистных сооружения выступают, как правило, частные лица, а финансирование со стороны ЕС ориентировано в первую очередь на государственные корпорации и предприятия. Возможным решением проблемы могли бы стать приобретение и эксплуатация малых очистных сооружений населенными пунктами. Это может решить также и проблему технического обслуживания и безопасной работы децентрализованных установок.

Основным препятствием дли инвестиций в технологии эффективного водопользования, по мнению предприятий, являются субвенции цен на воду, практикуемые во многих странах-членах ЕС. По этой причине, например, в Испании и Италии, один кубический метр воды стоит меньше одного евро. Во Франции вода стоит 1,19 евро за 1 м3 , что намного ниже, чем в Дании (1,84 евро) и в Германии (1,72 евро). В связи с этим предприятия-производители возлагают определенные надежды на Директиву ЕС о воде (2000/60/EG). Основная цель директивы состоит в защите и улучшении состояния всех вод (реки, озера, прибрежные воды, грунтовые воды), а также в эффективном использовании водных ресурсов. Одной из мер, направленных на достижение этой цели, является реализация принципа покрытия всех расходов за счет тарифов.

Существенным вопросом в области европейского правового регулирования для предприятий, занимающихся технологиями по использованию дождевой воды и повторному использованию воды, является установление нормативов качества и сфер применения бывшей в употреблении воды. По мнению предприятий-производителей, это намного облегчило бы им работу с клиентами.

Основные политические и правовые препятствия на пути развития децентрализованного водоснабжения и водоотведения находятся на национальном уровне. Например, в Германии среди министерств и ведомств до сих пор отсутствует единая позиция относительно децентрализованного водоснабжения и водоотведения. С одной стороны, признаются преимущества этих технологий, с другой, высказываются сомнения по поводу обеспечения такими технологиями необходимых нормативов и стандартов.

Опрошенные предприятия единодушны в том, что государственные институты сдерживают развитие и распространение технологий децентрализованного водоснабжения и водоотведения. В частности, поставщики технологий альтернативного водопользования жаловались на то, что правительство Германии и органы управления вновь и вновь ставят под сомнение целесообразность использования дождевой воды. По оценкам участников опроса, государственные институты Германии настроены к системам децентрализованного водоснабжения и водоотведения предвзято или отрицательно.

Опрошенные предприятия-производители повторно назвали принудительное подключение к централизованным системам водоснабжения и водоотведения в качестве серьезного препятствия для использования децентрализованного водоснабжения и водоотведения в Германии. Этот закон обязывает собственников домов подключаться к централизованной канализации и использовать для всех внутридомовых бытовых нужд питьевую воду, поставляемую предприятиями водоснабжения. Стоимость такого подключения доходит до 16 тыс. евро, хотя установка децентрализованной системы обошлась бы дешевле. Домовладения, которые хотят использовать альтернативные источники воды, должны подать своему предприятию-поставщику воды заявку на частичный отказ от поставок с указанием каждой сферы применения воды (туалет, стиральная машина и т.п.). По мнению опрошенных, предоставление потребителю свободы в выборе источника воды приведет к оживлению рынка систем по использованию систем дождевой и «серой» воды.

Действующее в Германии положение о питьевой воде («Положение и качестве воды для потребления человеком»), которое регулирует стандарты для методов подготовки и качества воды, вызывает споры в качестве правового регулятора использования альтернативных водных источников. В принципе это положение допускает возможность использования воды, не имеющей качества питьевой воды, для отдельных областей внутри дома. Но для других областей оно предписывает использование только питьевой воды. Сюда входит, например, положение о «мытье предметов, которые по своему назначению могут контактировать с телом человека в течение длительного времени» (§ 3, № 1). В связи с этим ставится под вопрос возможность использования в стиральной машине других видов воды, кроме питьевой. В общественных зданиях использование дождевой и «серой» воды в стиральных машинах не разрешено.

В Германии неоднократно предпринимались попытки ввести полный запрет на использование дождевой «серой» воды в стиральных машинах. По оценкам опрошенных предприятий, сейчас вновь наблюдается стремление к запрету использования дождевой и «серой» воды в стиральных машинах. Они убеждены в том, что применение дождевой и «серой» воды для полива, смыва туалета и в стиральных машинах не представляет риска с точки зрения гигиены. Технологии фильтрации сегодня позволяют достичь высокого качества воды, которое превышает качество воды для купания.

В связи с этим опрошенные предприятия в очередной раз дали очень высокую оценку мерам по финансовому стимулированию спроса на установки по использованию дождевой воды, принятым в некоторых землях и коммунах Германии. В частности, в Гамбурге, Эссене и Северном Рейне Вестфалии покупателям таких установок гарантировалась доплата до 1500 евро. По оценкам предприятий-производителей, это не только дало толчок рынку, но и способствовало его росту и после завершения программ стимулирования.

Во Франции, как считают участники опроса, правовое регулирование применения альтернативных источников воды внутри дома также является препятствием для распространения технологий децентрализованного водоснабжения и водоотведения. Во французском варианте реализации Директивы ЕС о питьевой воде (Дек- рет 2001-1220) предписывается применять питьевую воду как для приготовления пищи, так и для «другого бы-тового использования». Следствием этого, по мнению опрошенных, является «серая» правовая зона: собственники жилья используют дождевую воду для смыва в туалетах и в стиральных машинах. Для применения дождевой воды в зданиях общественного пользования требуется разрешение региональных властей. Однако часто разрешения не выдаются.

Такая правовая «размытость», как полагают предприятия-производители, существенно препятствует распространению децентрализованных технологий. В этом же контексте они жалуются на то, что во Франции предприятия водоснабжения пользуются большим политическим влиянием на национальном и региональном уровне, и это также сдерживает распространение систем по использованию дождевой воды.

В то же время участники опроса дали положительную оценку развитию правового регулирования в Великобритании применительно к системам по использованию дождевой и «серой» воды. В этой стране государственные органы увязывают утверждение для предприятий водоснабжения тарифов на воду с выполнением ими требований по эффективному расходу воды. В частности, предприятиям водоснабжения вменяется в обязанность формировать ценовую политику, побуждающую потребителей к экономному расходу воды, проводить среди клиентов соответствующие информационные кампании. В связи с этим отмечается, что британские предприятия водоснабжения начали предлагать своим клиентам бочки для дождевой воды. Такое стимулирование, по мнению предприятий-производителей, способствует пониманию населением актуальности и важности проблемы эффективного потребления воды.

Другим существенным элементом государственной поддержки, применяемым в Великобритании, является финансовое стимулирование, в частности, освобождение предприятия от налогов в части приобретения установки по использованию дождевой воды. Как считают опрошенные, во многом именно этим вызван рост рынка систем по использованию дождевой воды. Предприятия-производители ожидают также положительного импульса для развития децентрализованного водоснабжения и водоотведения от принятия нормативов на использование бывшей в употреблении воды.

Рекомендуемые действия

Децентрализованное водоснабжение и водоотведение может способствовать эффективному использованию дефицитных водных ресурсов и созданию недорогой инфраструктуры водоснабжения и утилизации сточных вод. Возможные гигиенические риски, с учетом современного уровня техники и соответствующих сфер применения, вполне контролируемы. При этом потенциальные гигиенические риски систем децентрализованного водоснабжения и водо- отведения незначительны по сравнению с проблемами, вызванными недостаточным снабжением питьевой водой и недостаточной утилизацией сточных вод.

Рыночный потенциал технологий децентрализованного водоснабжения и водоотведения достаточно высок. Европа, и в особенности Германия, являющаяся ведущим поставщиком таких технологий, должны использовать этот потенциал. Технологии децентрализованного водоснабжения и водоотведения могут внести реальный вклад в решение глобальных водных проблем, однако их необходимо активнее использовать в рамках реализации проектов международного уровня.

На уровне ЕС необходима реализация Директивы о сточных водах. Введение нормативов качества и сфер применения бывшей в употреблении воды стимулировало бы ее использование и обеспечило более эффективный контроль за соблюдением гигиенических стандартов при ее применении.

На национальном уровне необходимо устранить существующие правовые преграды на пути использования децентрализованного водоснабжения и водоотведения. В Германии это может быть сделано путем отмены принудительного подключения к системам централизованного водоснабжения и водоотведения. Должно быть четко и очевидно разрешено использование непитьевой воды для смыва в туалете и в стиральных машинах. Правовое регулирование на национальном уровне поможет усилить конкурентные позиции немецких предприятий на долгосрочную перспективу. В связи с этим важно, чтобы государственные и общественные институты Германии в большей мере воспринимали и подчеркивали преимущества и потенциал децентрализованного водоснабжения и водоотведения.

Фото: eco61.ru

 

Журнал «Вода Magazine», №7 (11), 2008 г.

Просмотров: 2058
Новости по теме
Новости
От первого лица
Генеральный директор ГК "Элма-Астерион" Анастасия Григорьева:
«Самодостаточность России в оборудовании для ВКХ может быть реализована при наличии полной цепочки производства»
ГК «Элма-Астерион» является заметным игроком на рынке насосного и перемешивающего оборудования для работы с коррозионно-активными жидкостями, включая очистку сточных вод. Причем компания -...
Компании
27.04.2024
Андрей Трость покинул пост директора МУП «Водоканал» г. Хабаровска
С поста директора МУП «Водоканал» г. Хабаровска уволился по собственному желанию Андрей Трость,...
27.04.2024
В МУП «Водоканал» г. Улан Удэ открылся центр обучения персонала в области охраны труда
В МУП «Водоканал» г. Улан Удэ открыли аккредитованный центр обучения персонала в области охраны...
26.04.2024
ГУП «Ставрополькрайводканал» приступило к реконструкции очистных сооружений водоснабжения в Изобильненском округе
ГУП «Ставрополькрайводканал» приступило к работам по реконструкции очистных сооружений...
Проекты
Новые статьи
Выставки/Конференции