Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) и французская корпорация Veolia в рамках ПМЭФ-2018 подписали 24 мая в Санкт-Петербурге соглашение о сотрудничестве и поиске инвестиционных проектов на территории России, а в качестве первой совместной сделки стороны рассматривают инвестиции в группу компаний «Росводоканал». При этом поставлена чрезвычайно амбициозная задача - создать «национального лидера по оказанию коммунальных услуг в России и странах СНГ».
Пока нет ясности, как именно будет осуществляться поиск инвестиционных проектов, в каком объеме и на каких условиях Veolia намерена вкладывать деньги в эти проекты. И уже совсем загадочно звучит применительно к Veolia пассаж о намерении создать «национального лидера по оказанию коммунальных услуг в России и странах СНГ». Совершенно непонятно, зачем это нужно Veolia и почему объектом внимания одного из лидеров мирового коммунального рынка стал именно «Росводоканал».
Но все становится на свои места, если принять во внимание некоторые факты, касающиеся Veolia и ГК «Росводоканал».
Чуть меньше трех недель назад, 8 мая, газета РБК сообщила о том, что компания «Альфа-Групп», которая является собственником «Росводоканала», рассматривает возможность продажи коммунального оператора. По сообщению источников РБК, это обусловлено повышенным риском в этой сфере, вызванным неопределенностью с коммунальными тарифами.
Эта проблема, конечно, существует, но она не носит критического характера. Тем более что топ-менеджмент «Альфа-Групп» и «Росводоканала» всегда говорили об успешной деятельности компании.
По оценке «Росводоканала», компания сейчас занимает более 5% российского рынка водоснабжения и водоотведения, а среди частных коммунальных операторов – 24%. По данным «Альфа-Групп», выручка «Росводоканала» в 2017 году составила около 331 млн. долларов, а стоимость активов - 354 млн. долларов.
Но у «Росводоканала» не все гладко в регионах присутствия. Точнее говоря, далеко не везде региональные и городские власти довольны тем, как «Росводоканал» выполняет свои обязательства и модернизирует водопроводно-канализационное хозяйство.
В настоящее время «Росводоканал» действует в Барнауле, Воронеже, Краснодаре, Омске, Оренбурге и Тюмени. Однако совсем недавно от услуг «Росводоканала» в Твери отказались власти Тверской области, причем согласовав этот вопрос с Кремлем. Еще раньше «Росводоканал» вынужден был уйти из Калуги из-за крайне негативного отношения к компании со стороны губернатора Калужской области. И нет ни какой гарантии, что за ними не последуют другие регионы.
С другой стороны, «Роскводоканалу» все сложнее расширять бизнес в этой сфере из-за растущей конкуренции. Речь в первую очередь идет о входящей в состав ГК «Ренова» компании «Российские коммунальные системы», которая начинает все больше теснить «Росводоканал». К тому же, как показала ситуация с Нижним Тагилом, все активнее действуют новые игроки, в частности, Уральская водная компания.
С учетом этого вариант продажи «Росводоканала» выглядит не только логичным, но и вполне оправданным шагом.
По оценкам экспертов, «Росводоканал» стоит порядка 20 млрд. руб. Однако в России найти покупателя на такой актив далеко не просто, если вообще возможно. В связи с этим Veolia, учитывая ее масштаб, является идеальным покупателем не только с точки зрения финансовой состоятельности, но и профессионального реноме, что немаловажно при согласовании сделки с российскими властями.
Потенциально заинтересована в таком приобретении и Veolia, поскольку на сегодняшний день Россия остается, пожалуй, единственным крупным рынком, где французская корпорация не представлена.
В 2010 году Veolia предприняла попытку выйти на российский рынок, став победителем конкурса на аренду до 2040 года объектов водоснабжения и водоотведения Томска. Кстати, участие в этом конкурсе принимал и «Росводоканал» через ООО «Оренбург водоканал». Но надолго Veolia не хватило – в 2014 году французская компания вышла из проекта. По оценке экспертов, это произошло из-за того, что Veolia, столкнувшись с разного рода проблемами, оказалась не готова к существующим условиям работы на российском рынке.
Судя по всему, Veolia решилась на новую попытку выйти на российский рынок, но уже с помощью Российского фонда прямых инвестиций.
Выбранная французской корпорацией модель относится к разряду тех, что лучше не придумаешь. Это своего рода разведка боем перед стратегическим наступлением.
В рамках подписанного соглашения Veolia сможет при поддержке Российского фонда прямых инвестиций не только отбирать самые привлекательные инвестиционные проекты, но и детально, что называется, изнутри изучить всю подноготную деятельности «Росводоканала» в Барнауле, Воронеже, Краснодаре, Омске, Оренбурге и Тюмени и оценить реальное качество активов российской компании.
После этого Veolia сможет вполне пойти на покупку «Росводоканала», разумеется, по адекватной цене.
Вячеслав Ширяев