Порядка 500 миллионов рублей удалось сэкономить муниципалитету за счёт создания собственной инфраструктуры телефонной связи и интернета. Как пояснил начальник департамента информатизации и связи мэрии Новосибирска Александр Горнштейн, выступая на конференции Сибирских и дальневосточных городов 9 июня, такая сумма «набежала» за 15 лет, что в мэрии работает собственная система виртуальных и программных АТС. По словам Горнштейна, современные технологии позволяют быстро создавать такие системы. Они дают возможность приобретать услуги связи пакетами.
«Сегодня для оказания услуг сотовой, междугородней связи и интернета на 4700 абонентских номеров муниципалитет закупает пакетные услуги на сумму порядка шести миллионов рублей в год. В эту сумму входят все годовые расходы. Это порядка 102 рублей в месяц на абонентский номер. У любого оператора стоимость услуг в среднем составляет порядка 800 рублей в месяц только за местную телефонную связь. Таким образом, наши траты составили бы порядка 45 миллионов, а значит налицо экономия только на связи около 40 миллионов в год. А за те 15 лет, которые уже работает технология, получилось сэкономить порядка полумиллиарда рублей», — поделился несложными подсчётами Александр Горнштейн.
Оптимизация расходов муниципалитета — это лишь одна из основных задач, которые решают структуры информатизации и связи. Другая — это функция управление за счёт создания систем контроля. В различных подразделениях новосибирской мэрии действуют порядка 100 информационных систем, которые позволяют специалистам работать, а руководителям — контролировать рабочие процессы.
Данные такого анализа позволяют впоследствии оптимизировать эти процессы или сделать их автоматическими.
«Если при этом использовать геолокационные данные, то можно оперативно и в динамике отслеживать визуальную картину. Например, где плановом или аварийном режиме отключены коммунальные услуги, как идёт ремонт сетей тепло- и водоснабжения, капитальный ремонт многоквартирных домов. То есть те работы, которые имеют привязку и географическую, и по срокам исполнения. Наблюдая за процессами, можно понимать, где есть проблемные участки, где работают недобросовестные подрядчики», — пояснил руководитель департамента информатизации и связи.
Увеличением доходов муниципалитета также занимаются айтишники. Один из самых популярных способов привлекать в городской бюджет налоговые поступления — это актуализировать кадастровую стоимость земельных участков. Сегодня у мэрии есть решения, с помощью которых можно сверять данные налоговой инспекции с реальной кадастровой стоимостью. Причём корректировки эти можно делать довольно оперативно за счёт передачи данных по электронным каналам связи.
Однако, как отмечает Александр Горнштейн, в сфере информатизации и связи сегодня далеко не всё так радужно. Около 15 лет назад, когда эти процессы только запускались, на формирование технологической базы из бюджета выделялись довольно крупные суммы. Были деньги и на обновление и модернизацию. Но с течением лет, дорогостоящее оборудование постепенно начинает «вымирать».
Вместе с тем полномочия муниципальных специалистов по информатизации сегодня не регулируются федеральным законом №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления», и это серьёзная проблема: городские айтишники лишены возможности получать финансовую поддержку регионального уровня. А в перспективе им предстоит внедрение системы «Безопасный город», которое потребует колоссальных затрат. 131-й федеральный закон требует изменений, Александр Горнштейн попросил коллег по Ассоциации сибирских и дальневосточных городов поддержки и помощи в подготовке этих поправок, чтобы выйти с ними на руководство страны.